Мировые финансы: пять картин и одна правда

27 жовтня 2013, 09:33
Власник сторінки
0
274
Мировые финансы: пять картин и одна правда

Королевство в королевстве, или что не так в финансовом мире

Архитектура всей современной финансовой системы, как карточный домик: может разрушиться, если избавится от основ, на которых она держится. Тут существует много взаимосвязанных факторов, среди которых одну из ключевых ролей играет надежность и достоверность оценок рейтинговых агентств.

Картина 1- Шок

Нью-Йорк, ранее утро 15 сентября 2008 года. Тайм-Сквер по-прежнему оживлен, но лица спешащих на роботу людей полны тревоги. Неужели это случилось? В воздухе витает неопределенность, а первые полосы газет пестрят сообщениями о том, что один из старейших и крупнейших американских банков LehmanBrothers – банкрот. Многие не могут поверить в происходящее, ведь еще 11 сентября банк имел достаточно высокий рейтинг Moody’s - А2 (обязательства повышенной средней категории, которые подвержены низкому кредитному риску).

Картина 2 - Непонимание

2009 год. Комиссия Конгресса по расследованию причин финансового кризиса. У микрофона в роли докладчиковна этот раз выступают президент рейтингового агентства Standard&Poor's Девен Шарма и руководители Moody's Стефен Джойнт и Раймонд МакДаниэль. Зал полон журналистов. Вспышки камер время от времени ослепляют спикеров, а раздраженные конгрессмены поочередно задают один и тот же вопрос - несут ли рейтинговые агентства ответственность за финансовый кризис. Однако, как сговорившись, ответчики разъясняют: «Наш рейтинг – это лишь наше мнение.  Мы ни за что не несем ответственность».

Картина 3 - Удивление

11 октября 2013 года. Уолл-стрит и весь финансовый мир встревожены. США стоит на пороге технического дефолта. Если к 17 октября Конгресс не повысит потолок госдолга, то американское правительство не сможет расплатиться по долгам, что, в свою очередь, может вызвать крах мирового рынка гособлигаций. А в это время директор отделения Fitch по суверенным рейтингам Дэвид Райли заявляет журналистам, что в будущем агентство может пересмотреть кредитный рейтинг США, но пока оставляет его на высшей отметке  - ААА.

Картина 4 - Раздражение

21 сентября, Киев. Украинские СМИ активно начинают распространять заявление Moody's о понижении рейтинга Украины с "B3"до "Саа1". В течение следующих нескольких дней агентство понизило рейтинги более 20 компаний и банков, а  стоимость ресурсов для Украины на внешних рынках начала резко расти.  Реакция не заставила себя долго ждать. В результате такой «уравниловки» рейтингов от сотрудничества с Moody's отказался ряд финучреждений, среди которых и крупнейший украинский ПриватБанк.

Картина 5 - Реакция

20-годы ХХ века. МХАТ. Пустой зрительский зал. На сцене, окруженной несколькими десятками свеч, репетируют актеры. В холодном зале в первом ряду, укрытый пледом, сидит режиссер. Племянник Антона Павловича Чехова, Михаил,в роли Хлестакова декламирует очередной монолог из «Ревизора». Голос актера затихает, а взгляд косится на кресло постановщика. После полуминутной паузы режиссер - Константин Сергеевич Станиславский - выдает свою коронную фразу: «Не верю, не верю!».

Горькая правда

В современном финансовом мире роль рейтинговых агентств достаточно велика. На базе рейтингов «тройки» (S&P, Fitch и Moody's) определяется стоимость привлеченных ресурсов. Рейтинговые агентства  - это навигатор в  сложном мире финансов. Как мореплаватели в далеком прошлом по звездам определяли курс корабля, так и современные финансисты руководствуются рейтингами надежности тех или иных финансовых активов, выбирая, куда инвестировать средства.

С 2004 года по кризисный 2008-й количество компаний, получивших наивысший рейтинг в США, выросло более чем в 10 раз. При этом, когда грянул кризисный гром, стало ясно, что у большинства компаний рейтинг был не просто завышен, а вообще далек от реальности. Именно тогда ведущие агентства открестились от роли самопровозглашенных арбитров  и начали утверждать,  что любой рейтинг – это лишь субъективное мнение.  Верить ему или нет, должны решать инвесторы, полагаясь на репутацию агентств (которая, по правде говоря, после кризиса была подмочена).

Кроме того, имея столь мощное авторитетное влияние, рейтинговые агентства зачастую пользовались им не только в экономических, но и геополитических целях. Удорожать стоимость заемных ресурсов неугодным – легко. Придержать рейтинги Греции, пока немецкие банки не продали киприотам греческие бонды – что может быть проще. Агентства уже давно стали играть на конъюнктурных возможностях.

И пусть в США политический кризис был решен, потолок госдолга повышен, а  вопрос технического дефолта до конца зимы отложен, но риски, которые обусловили панические настроения до 16 октября, так и не нашли должного отображения в рейтингах.

Уровень госдолга в 80-90% ВВП обычно является максимальным для стран с рейтингом "AAA", ранее подчеркивали в Fitch. Однако, последние события свидетельствуют о том, что все, конечно, равны, но некоторые все же ровнее. Так, для Германии, Франции и Великобритании он  составляет 90-100%, а в случае с США –все 110%. Учитывая такие тенденции, можно смело предположить, что если госдолг США превысит 110%, то и правила рейтинговых агентств под него перестроятся.

У Украины же совсем другая ситуация: уровень госдолга составляет всего лишь 38,8%. По сравнению с «лучшими» странами это, по правде говоря, не так уж и много. Да, экономика страны «нездорова», и болезнь, к сожалению, прогрессирует. При этом, стоит заметить, что сальдо платежного баланса остается профицитным (на 1 октября оно составило $230 млн), а золотовалютных запасов достаточно для финансирования не одного месяца импорта. В такой ситуации, даже при негативном сценарии, говорить о каком-либо возможном дефолте бессмысленно в течение следующих как минимум полгода. Чего не скажешь о той же экономике США.

Конечно, у Украины больше и политических, и экономических рисков, не понятны перспективы дальнейшего развития экономики, но монетарная политика и политика управления госдолгом являются более-менее прогнозированными (хотя бы до 2015 года). При этом суверенный рейтинг страны был существенно понижен, что в результате стать в копеечку (при привлечении средств) не только правительству, но и украинскому бизнесу.  Еще большее возмущение у лидеров украинского банковского рынка вызвала «стрижка под одну гребенку», в результате которой банки с разными размерами рисков получили одинаковый рейтинг.

Итогом такого «вальсирования» стало существенное снижение доверия к рейтинговым агентствам, сомнения в их компетентности и достоверности предоставляемой ими информации. Так что придется теперь современным финансистам искать новые ориентиры, чтобы не сбиться с правильного курса в безбрежном и неспокойном океане финансов. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
ТЕГИ: рейтинг,США,Fitch,Moody's,финансовый кризис,финансы,ПриватБанк,активы,S&P,еврооблигация
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.