Как сформировалась глубинная психология?

2 июня 2016, 17:45
Журналист
0
43

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимались великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор не было. Что скрывается в глубинах человеческого существа?

Ранее причиной психических явлений и особенности их порядка считались телесные предпосылки, то с накоплением знаний о механизмах работы мозга, функционирования нервной системы стало ясно, что подобная теория себя изжила. Таким образом, начало века 19-го знаменуется афизиологическим ассоционизмом, которое признает психологическую причинность ассоциаций.      Кроме того немалый вклад в развитие психологии внесли известные немецкие философы тех лет: И.Г.Фихте рассматривает духовное развитее человека на протяжении всей его жизни как действия его творческого «Я»;Ф.В.Шеллинг считает, что все внутренние несогласия и противоречия перестают существовать при деятельности «Я» в высоком искусстве; Г.В.Ф.Гегель отмечает психологию как одну из способов изучения человеческого сознания и выделяет важные этапы в развитии человека. И.Кант выделяет познавательную, волевую способность человека и способность чувствовать, а также затрагивает проблемы характера, темперамента и нравственности. Э.Вебер внимательно изучает органы чувств человека и даже разрабатывает специальные методики и аппараты для экспериментальной работы, ученый положил начало психофизике. Исследования нервной системы Германа Гельмгольца - немецкий врач, физик и психолог выделяет нервную систему как основу психики человека. Кроме того им проводятся подробное изучение восприятия. В основе последнего лежат ощущения человека, а затем на их основании в реальном опыте образуются ассоциации. Таким образом, по Гельмгольцу фундаментом восприятия пространства человеком являются привычные автоматические умозаключения. Подобная умственная деятельность позволяет сохранить постоянство окружающего мира. Немецкий врач, психолог и основатель экспериментальной психологии В.Вундт был учеником Гельмгольца. Профессор внимательно изучал человеческий разум и сознание. Причем первым использовал метод интроспекции в сочетании с лабораторным и аппаратным. Кроме того он описывал психологию как науку, которая сходна с физикой или химией. Таким образом, в 19 веке, несмотря на ощутимый вклад в развитие психологии, ассоцианизм обнаруживает теоретическую несостоятельность. Но это же столетие принято считать периодом полного формирования психологии как самостоятельной науки. В 1896 году в области психологической теории и практики стали осуществляться новые подходы, которые стали рождением, так называемой, глубинной психологии.    Изучением психики человека уже не один десяток лет занимались великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор не было. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, оказывают влияние на взрослых людей на протяжении всей жизни? Что заставляет совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить глубинная психология, основателем которой принято считать З.Фрейда.    Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими. Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.Важнейшими результатами являются классификация неврозов Фрейда и публикация его статьи «Об этиологии истерии». Дальнейшее развитие Фрейдом представленных в статье идей привело к тому, что в области бессознательного очень трудно осуществлять различие фантазий и воспоминаний о реальных событиях. Поэтому Фрейд и его последователи стали меньше уделять внимания открытию вытесненных воспоминаний, больше концентрируясь на исследовании бессознательного материала. С 1897 года Фрейд работал над книгой «Юмор и его взаимосвязи с бессознательным» (1905), в которой первым исследовал психологический смысл игры. Все открытия Фрейда имели целью одно и то же, получить ключ к изучению бессознательного, чтобы обновить сознание.    В 1930-е годы, в процессе клинической работы, другой ученый Л.Зонди, обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими. Предположив, что неосознанное влечение к подобным себе лицам имеет генетическую обусловленность, и, базируясь на психоанализе Зигмунда Фрейда, Зонди разработал концепцию «судьбоанализа», а обширные данные клинико-генетических исследований легли в основу «теста восьми влечений». Метод тестирования состоит в том, что человеку предлагается выбрать наиболее и наименее симпатичные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет отражает в наиболее заостренном виде проявление одного из восьми основных базисных человеческих влечений и выявляет ту или иную проблему или патологию обследуемого. Уже много лет тест Зонди используется психиатрами и психологами как проективный личностный тест. Он позволяет находить как социальные, так и асоциальные, как здоровые, так и патологические тенденции испытуемых.   Следующим шагом в исследовании психологии стала научная деятельность Г.Фриллинга. Кроме того, Фрилинг использовал идеи экспериментальной психологии В.М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов, исследования В. Кандинского в области цветовой семантики и влияния сочетания цветов на психику человека.    Автор данного теста доктор философии Генрих Фрилинг, в нём чудесным образом сочетались и учёный-психоаналитик, и художник — со своими картинами он выставлялся во многих городах Германии. Именно сочетание в одном лице учёного-психоаналитика и художника, позволило Г.Фрилингу создать и предложить в 1947 году для широкого использования тест. Авторское название теста «Цветозеркало», ибо, по реакциям человека на цвета этого теста, психолог может, как в зеркале, увидеть все, управляющие поведением, бессознательные тенденции и стремления тестируемого человека. Знание таких бессознательных тенденций позволяло Г. Фрилингу находить необходимые для психотерапии способы воздействия на бессознательное человека.   Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных, аффективно-эмоциональных, интуитивных процессов, а также побуждений, стремлений, мотивов в психической жизни, деятельности человека и оказывающих влияние на формирование его личностных особенностей.    Еще одной из ключевых фигур в становлении глубинной психологии является К.Г.Юнг. Постепенно он пришел к мысли, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий – открытию коллективного бессознательного.  Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышит все, но он не принадлежит никому".  Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя его самосознание.   Одну из статей о глубинной психологии (1951) Юнг начал следующими словами: «”Глубинная психология” является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Ойген Блойлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного». В этой статье Юнг тщательно исследует источники наиболее значимых концепций. Фрейд тут называется «действительным основателем глубинной психологии, носящей название психоанализ». По поводу своего собственного отношения Юнг отдаёт должное заслугам Фрейда и говорит, что его собственные исследования при помощи ассоциативного эксперимента доказали существование описанного Фрейдом процесса вытеснения со всеми его специфическими последствиями. Тогда Юнг обнаружил, что ответы испытуемых и у здоровых людей, и у невротиков, испытывают помехи от «отщеплённых» (то есть, вытесненных) наделённых сильными аффектами комплексов. Юнг описывает в чём конкретно его подход отличается от сексуальной теории неврозов, которая, по мнению Юнга, излишне ограничена, да и сама концепция бессознательного нуждается в дополнениях. Юнг считал, что бессознательное является «творческой материнской почвой для сознания»; и содержит бессознательное не только вытесненный личностный материал, но и коллективные мотивы. Юнг отвергал теорию, по которой сновидения являются реализацией желаний, подчёркивая вместо этого компенсирующую по отношению к сознанию природу бессознательных процессов, а этим и их телеологический характер. Свой разрыв с Фрейдом Юнг объяснял противоположной оценкой роли коллективного бессознательного и его манифестаций при шизофренических заболеваниях, то есть, созданием теории архетипов.В той же самой статье под конец Юнг говорит о своих самостоятельных открытиях, относящихся к теоретическому корпусу аналитической психологии. С расширением и формулировкой новых рабочих гипотез о личности и индивидуальном поведении понятие «глубинная психология» стало реже применяться за пределами своего первоначального значения: оно описывает и определяет то, что относится исключительно к специфическим бессознательным феноменам. «Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э.Блейер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного», - пишет К.Г.Юнг в 1951 году.   Многие ученые современности отмечают, что в середине прошлого века закончились научные исследования в области глубинной психологии. Счейчас наука находится в состоянии кризиса. Не будем обсуждать причины такого положения вещей, но все же хочется отметить, что все названные основатели глубинной психологии писали, что они только начали изучения в этой области и много чего еще не исследовано. Чтобы проникнуть в глубины бессознательного нужны инструменты. Если представить его как бездонную пещеру, то попасть на разного уровня глубину можно только при применении разного уровня инструментария, которого в классической эмпирической психологии нет. Только при помощи инструментария прикладной науки и научно-исследовательской работе руководителя НИИ Международное судьбоаналитическое сообщество Олега Викторовича Мальцева была интегрирована структура диапазонов глубинной психологии. Результатом исследования стало появления методики «Солярис», которая включает в себя как диагностирующие, так и терапевтически-реализационные блоки. Согласно выводам исследований Олега Викторовича, если линейно горизонтально рассматривать жизнь человека, то возникает дистанция «прошлое-настоящее-будущее». Методика «Солярис» позволяет работать с дистанцией «настоящее-будущее». Чтобы человек мог управлять своей жизнью, следует разобраться и с другой частью дистанции «прошлое-настоящее», для этого нужна методика работы с памятью и погружения слой за слоем в глубины бессознательного, тем самым приводя человека в сознание, что позволит управлять событиями и процессами в его жизни.
Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Новости науки
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.