«Научное сообщество = Секта». Кому выгодно создавать такие уравнения?»

10 травня 2016, 16:58
Власник сторінки
Ассистент главного редактора газеты "Твоя Судьба
0
63
«Научное сообщество = Секта». Кому выгодно создавать такие уравнения?»

Данная статья – это интервью с Широкаловой Галиной Сергеевной - кандидатом философских наук, доктором социологических наук Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.

При этом я, как журналист и научный сотрудник представляю НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество». Возможно, у читателя возникнет вопрос - где пересекаются философия и глубинная психология? Вопрос резонный и на то есть определенная причина, но давайте обо всем по порядку. О подобных уравнениях и теме сект современный обыватель в первую очередь узнает из СМИ. При этом чаще всего авторитетное СМИ или же персона выдает информацию и представляет её как истину, но по какой-то причине не подкрепляет её фактами. Мне как главному редактору именно научной газеты становится смешно, когда ученые в области психоанализа не знают такого ученого как Л.Зонди и его фундаментальных работ по изучению судьбы человека. Сегодня понятие «судьба» связывают со всевозможного рода знахарями, магами, астрологами и прочими прорицателями, которые не имеют к этому никакого отношения. Предположим, терапия Зонди малоизвестна, но его тест, доказавший свою валидность, используем профессионалами высшего класса в судмедэкспертизе и признан во многих странах. Только вдумайтесь – он с точностью может определить совершал человек преступление или нет на основе проективной методики и математических расчетов. В таком случае - как это можно называть антинаукой или сектанством? Именно поэтому я приняла приглашение от редакции газеты "Нераскрытые преступления" участвовать в международном проекте по разоблачению деятельности организации "ФЕКРИС" и таких субъектов как А.Л. Дворкин. Причина очень проста: эти субъекты попытались приравнять НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» к секте, что само по себе даже выглядит нелепо. Однако современные борцы за веру настолько всеядны, что для них совершенно не принципиально на кого ставить тот или иной ярлык. Именно поэтому - по причине научной безграмотности и невежества большинства современных обывателей совместно с академическими религиоведами, философами и социологами будет проведена исследовательская работа на тему «Что такое деструктивный культ на самом деле?» и «Кому выгодна манипуляция такими понятиями как тоталитарный секта?». Журналист: Что такое секта и где используют данное понятие? Эксперт:  Понятие «секта» (в переводе - школа, учение) использовалось в науке для обозначения новых религиозных течений, отколовшихся от ранее существовавших или возникающих на их «пересечении», не имеющих в силу возраста большого количества членов, разработанных догматики и культа, общепризнанной иерархии. Например, христианство возникло как секта иудаизма. В настоящее время религиоведы практически не употребляют это понятие, поскольку в массовом сознании оно имеет негативный оттенок. Вместо него чаще используют понятие «новое религиозное движение». В публицистике, конфессиональной литературе понятие «секта» используется широко для обозначения светских и религиозных групп, которые, по мнению автора, являются опасными для общества, часто в силу малой известности.  Журналист: С научной точки зрения кто может делать выводы является та или иная организация сектой? Какая группа специалистов может делать подобные выводы?  Эксперт: Конечно, человек должен быть специалистом в той сфере, по проблемам которой дает заключение. В качестве положительного примера высокого уровня экспертиз могу назвать Е.С. Элбакян.  Предпочтительней конфессионально не ориентированный религиовед, иначе говоря, не являющийся представителем какой-либо конфессии. В противном случае, как показывает опыт, даже докторская степень не гарантирует объективности оценки ни своей, ни иной религии. Мнение социолога религии менее авторитетно, поскольку особенности вероучений лежат, как правило, за пределами его профессиональных интересов. Он фиксирует факторы религиозности, уровень религиозности, степень распространения тех или иных религиозных взглядов, достоверность методик измерения этих показателей. Я, к примеру, никогда не интересовалась вероучением и практикой Свидетелей Иеговы. Поэтому и сказала И. Беленко, что не могу быть экспертом в полном смысле этого слова.  Оптимально, чтобы к экспертизе привлекались специалисты, профессионально работающие на «стыке» религии и права, как, например, сотрудники журнала «Религия и право», возглавляемого А. Пчелинцевым. Существует несколько профессиональных сообществ. В частности, «Общество исследователей религии» под руководством М. Одинцова, Центр изучения религий РГГУ под руководством Н. Шабурова.  Журналист: По выводам экспертной группы такие выводы могут делать три категории экспертов: социолог религии, адвокат, конспиролог. Согласны ли Вы с таким утверждением или можете дополнить этот список?  Эксперт: Все зависит от конкретного вопроса, по которому требуется экспертиза. К сказанному выше могу прибавить, что возможно привлечение психологов, имеющих опыт работы с верующими данной конфессии. Про конспиролога ничего сказать не могу. Но привлечение специалистов, знающих зарубежную практику деятельности той или иной организации, считаю необходимой, несмотря на то, что во многих религиях нет единого центра, определяющего специфику функционирования в конкретных странах.  Журналист: Могут ли журналисты делать подобного рода заключения, ведь не секрет, что массы узнают информацию из СМИ?  Эксперт: Экспертные заключения могут делать только люди, профессионально знающие предмет исследования. К сожалению, журналистской этики как реального факта не существует, есть корпоративная солидарность и материальная зависимость.  Журналист: Какую историческую роль сыграл А.Л.Дворкин в формировании манипуляционной политики по назначению организаций сектами и деструктивными культами? Какие это повлекло за собой последствия?  Эксперт: Поскольку государство в качестве государственной идеологии выбрало православие, то человек, выполняющий роль критика всех иных конфессий нашелся бы обязательно. Дворкин подходит для этой роли: внешний вид интеллигентного человека, хорошо говорит, может «держать» аудиторию, владеет приемами демагогии, доступно пишет, не реагирует на критику. Естественно, что он хорошо манипулирует аудиторией и на выступлениях, и как автор публикаций. Тесная связь государственных структур с РПЦ дала ему статус специалиста по культам и поддержку СМИ. Поэтому его мнение авторитетно для тех, кто его слушал, читал, в том числе для судов. Статус его повышается и поддержкой министра юстиции, конфессионально ориентированного человека.  Сайт «Анти-Дворкин» ведет большую работу по дискредитации «научного» статуса Дворкина, но аудитория его, предназначенная в основном для религиоведов, незначительна.  Журналист:  Профессора, у которых уже брали интервью в рамках данного проекта считают, что такие действия разрушают науку, так как формулируют ложные взгляды у масс на то, чем являются религиоведение, социология и философия.  Эксперт: Дворкины не могут разрушить науку, поскольку он вне этого поля. Кроме того, у неё появляется дополнительный предмет исследования: около религиозная демагогия и её влияние на массовое сознание. Но оказывать влияние на отдельных начинающих ученых, не глубоко погруженных в проблему, может. Пример, недавно рецензировала черновик кандидатской диссертации, в которой затрагивались проблемы новых культов, где «Сектоведение» Дворкина подавалось как истина в последней инстанции. Автор не бывал ни в одной из организаций, о которых писал, не читал их литературу. В массовом сознании тем более может произойти отождествление его взглядов и с религиоведением, и с социологией религии и с философией религии. Но такие заблуждения вечные спутники науки. К сожалению, в России религиоведение как научное направление практически не финансируется. Это чаще всего «хобби» за пределами основной работы.  Журналист:  Ряд европейских экспертов, а также из Российской Федерации - элита науки считают, что деятельность Дворкина и Фекрис носит экстремистский характер. Как Вы можете прокомментировать подобную позицию?  Эксперт: Я могу согласиться с таким выводом тех, кто подробно исследовал творчество Дворкина и его последствия, поскольку знакомство с текстами возглавляемого им Центра свидетельствует о крайне негативном отношении ко всем, кто вне православного поля, выражающемся в приписывании им несуществующих практик, наклеивании ярлыков и т.д. Привожу свежий пример: «Общественная организация «Дети-Ангелы» арендовала для концерта для детей-инвалидов храмовый зал церковных соборов московского храма Христа Спасителя. Запланированный обед в Трапезном зале пришлось отменить по причине непредусмотренного повышения цен в столовой ХХС. Вместо баснословно дорогих блюд было решено купить угощения самим. Это, естественно, не понравилось хозяевам ХХС. Во главе сотрудников охраны появился некто Дворкин, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и приказал выкинуть все апельсины и яблоки на улицу, поскольку в них сидит «дух Кришны» и их ни в коем случае нельзя давать детям. Причем «дух» настолько силен и зловреден, что ни святая вода, ни молитва не в силах его изгнать. Если же апельсины не выкинут, то детей в храм не пустят и концерт придется отменить. А организаторам праздника Дворкин популярно разъяснил: «Пусть у нас всё дорого, зато дьявола нет, всё освящено». Так как тогда рассматривать деятельность А.Л.Дворкина? Что это наука, борьба за правду или рейдерский захват рынка в угоду лиц или организаций? Этот вопрос пока оставлю открытым. Он будет осветлен в следующей статье.    Интервью подготовлено главным редактором газеты «Твоя судьба»  М.А.Шуляк  
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости науки
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.