Стражи реальности. Уровни борьбы за разум современного человека

26 березня 2017, 17:07
Власник сторінки
Директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации
1
1289
Стражи реальности. Уровни борьбы за разум современного человека

О положении Украины на мировом рынке борьбы за реальность


На рубеже 20 — 30-х гг. ХХ века в психологии (Л. Выготский) и философии (например, в феноменологической социологии А. Шюца) зреет убеждение в том, что реальность имеет социальную природу, т. е. формируется и поддерживается с помощью соответствующих социальных институтов. Ученые стали употреблять термин «социальная реальность», обозначающий облик объективного мира, который «обработан» субъективностью живущих в этом мире людей, их знаниями, ожиданиями, желаниями, надеждами, убеждениями и т. д. Однако эти знания-ожидания-желания-надежды формируются хотя и на основе естественных биологических потребностей человека, однако всегда в рамках каких-то социальных объединений. Например, средневековый христианский монах сосредотачивается на том, чтобы попасть в рай, а не пытается собрать 1000 лайков под фото в Инстаграмм.


К концу ХХ века, а тем более в начале нашего XXI, с созданием Интернета и социальных сетей, стало ясно, что формирование «нужного» знания-желания не только путь к власти (Никколо Макиавелли), не только ее инструмент (М. Фуко), а собственно и есть власть. В это же время начали создаваться (или трансформироваться) институты, деятельность которых была направлена на общественное сознание. Из классических средств пропаганды они начали превращаться в «хранителей реальности».


Ранее пропаганда была направлена на изменение мышления людей для достижения определенными кругами («заказчиками пропаганды») определенных целей. Сегодня же речь все более идет об изменении самого мира. В древние времена стражами были шаманы и жрецы. В христианскую эру, после судьбоносных слов Иисуса «Вы соль земли…» (Мф. 5:13), наследуя апостольскую преемственность, функция поддержания реальности перешла к священникам. В период наибольших успехов науки и максимального оптимизма, связанного с ее победами, она возлагается на ученых.


Сегодня классические идеологии, а вместе с ними, и классическая пропаганда отходят в прошлое, освобождая место для генералов политики, офицеров-политтехнологов и рядовых – ломов, блоггеров и простых юзеров. Наблюдая за деятельностью экспертов диванных войск в социальных сетях или других СМИ, сразу видишь, что главная их задача поддерживать определенный образ реальности, образ, который выгоден пославшим их бенефициарам. Эти «стражики» реальности, сами того не замечая, перманентно воспроизводят и поддерживают необходимую модель реальности. Они находятся у всех на виду, а потому не представляют серьезного интереса.


Другое дело, стражи покрупнее. Во-первых, это государственные институции национального масштаба, наподобие Агентства США по международному развитию, Фонда «Русский мир» или Института Конфуция. Несмотря на их иногда «общественность», «частность» или исключительно «культурную направленность».


Во-вторых, частные инициативы глобального или национального масштаба. Здесь классикой является Институт открытого общества (Фонд Сороса) или менее масштабные ивенты наподобие МОФ «Диалог цивилизаций» (Родосский форум).


Однако значительно интереснее то, что в-третьих.


В последнее время в прессе активно обсуждается «переходный» формат формирования реальности, находящийся между высшим слоем «идеологов» и собственно «диванными войсками». По сообщению РБК в Санкт-Петербурге появился медиа-холдинг с аудиторией в 36 млн.чел.


 Это в недавнем прошлом она «фабрика троллей», а сегодня - фабрика медиапатриотического пророссийского направления. Она объединяет несколько ресурсов, часть из которых получили статус СМИ, генерирует десятки тысяч новостей в месяц, имеет собственных корреспондентов (в том числе и в горячих точках). По оценкам журналистов РБК на поддержание фабрики-медиа уходит более 200 млн руб./год. При этом люди, по всей вероятности, причастные к функционированию фабрики, не отрицают ее дотационность, но подчеркивают, что «прибыль не всегда монетизируется на том же уровне, где производится контент».


Другой пример из США. Стив Бэннон в 2012 г. создал научно-исследовательскую организацию GAI, укомплектованную юристами, аналитиками и компьютерщиками, которая в 2012- 2015 гг. стала центром крупнейшей аналитико-расследовательской сети. Приглашая к оплачиваемому сотрудничеству ведущих аналитиков и журналистов Штатов, Бэнон смог реализовать проект по «изучению кланового капитализма и правительственных должностных преступлений». Это позволило ему не только консолидировать многочисленный электорат, оставшийся на обочине капитализма с обамовским лицом, но и собрать многомиллиардный бюджет. Мы имеем пример, очень схожий с описанной выше фабрикой медиа, когда капиталовложения возвращаются на совсем другом уровне.


Благодаря реализации проекта синтенка, который «сочетает аналитическую деятельность с операциями в коридорах власти и на улицах» Стив Бэнон сделал невозможное – привел в Овальный кабинет «непроходного» Трампа.


Деятельность новых модераторов реальности окружена тайной и скандалами. Однако именно она заставляет весь мир говорить о «русских хакерах» или «мировом заговоре». В случае с Украиной можно лишь констатировать, что мы поставляем на мировой рынок борьбы за реальность не идеи или технологии, а все то же сырье: диванный контент в чужих сценариях и схемах.


УИСГРА



Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: социальные сети,политтехнологии,реальность
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.