Федеративная & унитарная Украина: украинская экономика голосует «за» федерацию

14 липня 2016, 18:16
Власник сторінки
11
3383
Федеративная & унитарная Украина:  украинская экономика голосует «за» федерацию

Медведчук в подтверждение своей правоты легко может оперировать экономическими расчетами, потому что даже экономика Украины агитирует «за» федерализацию.

Недавнее интервью Виктора Медведчука на «Корреспонденте» вызвало активное бурление в условно «патриотическом» сегменте Интернета. Медведчук вновь дал повод сальным патриотам впасть в иррациональную истерику, но аргументированной дискуссии даже на площадках Интернета на тему Минских соглашений и возможной федерализации Украины вновь не последовало.

 В принципе, в ЭТОЙ Украины ее – дискуссии – быть и не может. В СМИ-пространстве федерализация приравнена к сепаратизму, а потому обсуждение и тем более, ее открытое пропагандирование – это уже само по себе преступление.

 С Минскими соглашениями ситуация еще более абсурдна. На внешней арене власти заявляют о «безальтернативности Минска», а на внутренней – называют эти соглашения филькиной грамотой, которую украинская сторона не обязана выполнять. Ситуация практически клиническая, но она имеет вполне логические объяснения.

 Неопознанный Минск

 Минские соглашения были подписаны Украиной, Россией, двумя самопровозглашенными республиками Донбасса, а также ОБСЕ. По ним была утверждена декларация глав «нормандской четверки» (включая Петра Порошенко). Наконец, в февраля 2015 года по Минским соглашениям была утверждена специальная резолюция Совбеза ООН. Это означает, что Минск-2 является официальным международно-правовым документом. Иными словами, статус у Минских соглашений предельно понятный.

 Другое дело, что соглашения, которые Киев же и подписал, все равно не выполняются абсолютно ни по одному пункту. Более того, единственный пункт, который ранее более-менее работал – прекращение огня и отвод вооружения – сейчас практически тоже не выполняется. Причина, кстати, кроется в самой сути всех пунктов Минска-2 – невозможность их выполнения. Реализация пошагово соглашения возможна только при достижении полного перемирия. Поэтому, если невозможно выполнить сами пункты соглашения, то есть возможность, по крайней мере, сорвать главный первый пункт – прекращение огня.

 Ситуация, кстати, зеркальна и для противоположной стороны. В ДНР/ЛНР, мягко говоря, не совсем довольны Минском-2. Правда, у самопровозглашенных республик гораздо большая зависимость в принятии решений от РФ, чем у Украины от коллективного Запада. Потому с той стороны и «кочевряжатся» в меньшей степени. Но суть остается та же – выполнять Минск-2 не желает ни одна сторона.

 И все же, ментально-психологические потери для двух сторон с теоретическим выполнением Минских соглашений несоизмеримы. Для «отдельных районов Донбасса» это означает возвращение в правовое поле Украины с получением особых политико-культурных и экономических преференций. Как эта модель может заработать на практике – не знает никто, но по крайней мере, речь идет о детально прописанных уступках со стороны Киева в виде дополнительно делегированных полномочий Донбассу.

 А вот для «континентальной Украины» выполнение Минских соглашений означает демонтаж всей сложившейся политико-правовой системы. Хорошо это или плохо для самой Украины – вопрос дискуссионный. Но однозначно это плохо для ДЕЙСТВУЮЩЕЙ политической элиты, которая в принципе не сможет существовать в рамках Минских соглашений. Представить, как в зале Верховной Раде сидят рядом Пушилин с георгиевской ленточкой и, скажем, Парасюк с бандеровской, согласитесь, достаточно сложно. Точно также сложно представить, что по Донецку смогут ходить рядом люди с флагом ДНР и Украины.

 Чтобы такие картинки стали реальностью – надо «гасить» с двух сторон экстремистские элементы и людей с оружием. Кто это будет делать в ДНР/ЛНР – представить сложно. Но кто это будет, а главное – сможет, делать в Украине – вообще представить невозможно. Особенно с учетом того, что нынешняя элита в Киеве во многом и держится у власти на эксплуатации ура-патриотической тематики.

 Это означает, что выполнить Минск-2 ЭТИ люди в Киеве точно не смогут. Будут попытки имитации соглашений, но и здесь УЖЕ возникла проблема – на Киев все больше оказывает давление Запад, который откровенно утомила нынешняя ситуация. К тому же, ситуация усугубляется предстоящими выборами в США (осенью), Германии и Франции (в следующем году). Элиты там если и не полностью сменятся, то существенно обновят свой внешнеполитический дискурс. А это уже точно будет означать сворачивание режима максимального благоденствия киевским властям.

 Федеративная реанимация

 Медведчук в своем интервью упомянул один характерный социологический нюанс – федерализацию в Украине поддерживает только 17% населения страны. Исходя из логики это должно означать, что большинство населения полностью устраивает существующая административно-политическая модель Украины.

 Однако это вопрос, скорее, пропаганды. Федерализация, действительно, ассоциируется в украинских массах в основном как сепаратизм и последующий процесс распада Украины. Иными словами, если социологи зададут вопрос что-то вроде «Поддерживаете ли вы распад Украины?», вполне вероятно, что утвердительно ответят плюс-минус те же 17% респондентов. Другое дело, что федерализация и сепаратизм между собой соотносятся приблизительно также, как секс и СПИД. Одно из другого напрямую не выходит, но в некоторых случаях возможны вариации.

 Но что особо парадоксально, вся современная история Украины показывает, что альтернативы федерализации у нас все равно нет. Более того, процесс тягучей федерализации, который пока что проходит через стадию феодализации регионов, выплывает даже не из-за культурных, ментальных, языковых, национальных и конфессиональных различий разных частей Украины. Федерализация Украины неизбежна в первую очередь потому, что экономическая модель унитарной Украины абсолютно не работает.

 Украинское государство слишком большое в плане централизма, регулятивной политики и натянутых на себя полномочий. С одной стороны, это порождает оторванный от масс гигантский бюрократический аппарат, который и получает все «няшки» от существования независимой Украины. А с другой стороны, мы имеем абсолютно патерналистическое население, которое с помощью бунтов (майданов) может менять власть, но не брать ее в свои руки.

 В украинских реалиях унитаризм – это базовое условие коррупции, которым пронизано все государство и без исключения все население. Итог – за 25 лет своего существования Украина так и не смогла достичь экономических показателей УССР 1991 года (кстати, весьма депрессивного года в истории Советского Союза). Иными словами, за четверть века как экономический проект Украина показывает полную несостоятельность. Причины этому могут быть разные, в том числе и неблагоприятные внешние факторы. Но винить во всем весь мир – это все же глупо. Хотя глупость – далеко не самый последний наш недостаток.

 Выход из этой ситуации – это как раз поменять форму внутреннего сосуществования. Поменять саму модель функционирования государства. И в мире пока ничего большего, чем федеративное и унитарное формы устройства не придумали. Унитаризм в украинских условиях не работает. Но за унитаризм борется гигантская прослойка бюрократического аппарата, которая медленно убивает государство.

 А потому будущее у Украины приблизительно следующее. Или мы извне будем получать новые «Мински-3,4,5…» с появлением новых и абсолютно независимых от центра «народных республик». Или процесс децентрализации пойдет от центра «в массы». Но в массах как раз только 17% населения, которые поддерживают федерализацию. А значит, будем медленно умирать дальше.

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Медведчук,Порошенко,минские договоренности
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.