Угольные «чёрные дела»

03 липня 2015, 13:42
Власник сторінки
член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий
0
933

Вслед за очередными проблемами в газовой отрасли на Украину может ожидать кризис в угольной отрасли.

Уже сейчас можно сказать о недостаточных запасах угля на складах ТЭС. Ситуацию усложняет и поддержка о стороны некоторых представителей власти коррупционных «схем» при ввозе угля из военной зоны Донецкой и Луганской областей.

 

И хотя на первый взгляд запасы угля на складах ТЭС постепенно увеличиваются, но это «обман зрения». Сейчас запасы составляют 1,4 млн. тонн. Но из этого объема запасы дефицитного антрацита находятся на уровне 460 тыс. тонн. Для понимания за три месяца – с начала апреля по начало июля – удалось накопить в среднем ежемесячно всего по 120 тыс. тонн. Оставшиеся 900 тыс. тонн – это уголь газовой группы, которого в Украине предостаточно.

 

Если ранее министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заявлял, что хватит и 2,5 млн. тонн угля, то буквально на днях признал, что уже нужно 4 млн. тонн. Из них антрацита – 2 млн. т. То есть нужно за три з половиной месяца накопить еще 1,5 млн. т. – что просто нереально.

 

Ключевая проблема в том, что угольная сфера остается коррумпированной. На таком фоне вопрос накоплением угля меркнет и стает малозначительным. По имеющейся информации проблемы усилились после смены первого заместителя министра энергетики, который традиционно курировал угольные вопросы. Вместо Юрия Зюкова в Минэнерго пришел донецкий бизнесмен, собственник шахты «Белореченская» и экс-первый заместитель Луганской ОДА Игорь Мартыненков. Да и в отраслевых кругах эта информация вызвала неоднозначную реакцию, так как СМИ уверенно заявили о том, что Мартыненков является чуть ли не бывшим доверенным лицом экс-президента Януковича.

 

Теперь более 20 компаний, которые получили право ввозить уголь из регионов, где управляют формирования ДНР и ЛНР, «согласовывают» поставки угля на ТЭС в Мартыненковым. Как результат, первые сто дней работы первого замминистра энергетики ознаменовались тем, что планы компаний привезти уже к июлю более 1 млн. тонн антрацита не были реализованы.

 

И такие действия могут привести к тому, что через такую позицию топ-менеджеров Минэнерго отопительный сезон 2015-2016 гг. находится под угрозой срыва. Ведь кроме известного всем газа Украина активно использует уголь для производства более 40% электроэнергии.

 

А о том, что ситуация уже сейчас катастрофическая, – в традиционно тихий и спокойный летний период, – свидетельствует ежедневный дефицит энергосистемы Украины на уровне 2 ГВт. Это кстати одна из причин, которая позволяет ТЭС накапливать уголь на складах, так как они простаивают. На данный момент работают 28 угольных блоков мощностью 4,6 ГВт. Из-за отсутствия угля не работают 30 блоков мощностью 7,1 ГВт.

 

Кстати, первопричина объявленных сокращений поставок электроэнергии из Украины в Крым – это также следствие проблем в угольной отрасли. И ближе к зиме отключения электроэнергии будут чувствовать не только в Крыму.

 

К сожалению, Минэнерго не сделало выводов после зимы 2014-2015 гг. Ведь в конце отопительного сезона в апреле 2014 г. оставались запасы угля на уровне 3,5 млн. тонн. А в апреле 2015 г. запасы составили всего 800 тыс. тонн.

 

Усугубляет ситуацию и желание власти заработать на приватизации шахт. Ускоренными темпами Минэнерго и куратор отрасли Игорь Мартыненков «продавили» решение о тендере для приватизации 35 государственных шахт. Хотя еще месяц назад Кабмин принял решение, что будет продано всего 25 шахт. Но, как известно, аппетит приходит во время еды.

 

При этом всего Украина контролирует 95 шахт. Действительно, практически все государственные шахты формально являются убыточными, и приватизация может вдохнуть в них новую жизнь. Но кто поверит, что инвесторы придут в страну и в регионы, где до сих пор идут боевые действия?

 

На этом фоне удивляет другое подозрительное «движение» Минэнерго, которое решило выделить более 1 млрд. грн. на инвестиции в государственные шахты. «Порядка 1,1 млрд. грн. необходимо, чтобы 22 шахты довести до состояния, при котором они могут стать безубыточными», - сказал министр Демчишин. Эти средства нужны на закупку нового оборудования и разработку новых лав. Но возникает вполне резонный вопрос: зачем вливать деньги в шахты, которые государство планирует продать? В угольной сфере активно обсуждают этот вопрос и предполагают, что часть средств от миллиарда будет «освоено» и «распределено» между своими структурами.

 

В таком случае абсолютно понятно, почему руководство Минэнерго так мало внимания уделяет подготовке к отопительному сезону и накоплению угля на складах ТЭС. Ведь есть более прибыльные вопросы – кураторство ввоза угля из зоны АТО, приватизация угольные предприятий и так называемые государственные инвестиции в шахты.


Юрий Корольчук, член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий


http://korrespondent.net/url.hnd?url=http://mignews.com.ua/avtor/blogs/6076585.html

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: уголь,коррупционные схемы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.