Олигарх в разгаре кризиса. Перевод статьи Forbes USA

31 березня 2014, 23:05
Власник сторінки
Профессия
0
131

Со вторжением российских военных второй богатейший человек Украины, Виктор Пинчук, должен сделать выбор между своим сердцем и разумом.

Если стоять на обугленных развалинах, которые сейчас напоминает киевская Площадь Независимости, то добраться через тусклые советские высотки, надземные шоссе и дальше по лесу до дома Виктора Пинчука у вас займет примерно 40 минут. Два агента безопасности в полной боевой экипировке сначала убедятся в том, что вы приглашены, и только после этого вам будет дозволено пройти по территории в 115 соток.

Именно из этой позолоченной обители с японским садом в 2.5 га, скульптурами Джеффа Кунса и Дэмиана Хёрста и развлекательным шатром, спроектированным теми же людьми, что и знаменитый олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине, Пинчук наблюдал в прямой трансляции, как разворачивалась поразительная революция его страны.

Второй богатейших человек Украины, чье состояние насчитывает $3,2 млрд, наблюдал за переходом народа от метания камней до пения песен; за стрельбой снайперов по безоружным протестующим; за падением тирании – тем, за что боролось новое правительство. И он до сих пор наблюдает за тем, как российские войска вторгаются в Крым, а его страна близиться к национальному расколу. "Мы были шокированы, — откровенничает Пинчук. — Ужасно видеть смерть вот так, как есть". И он не стоял в стороне. "Мы все время были на связи — с бизнесменами, с политиками, с нашими Западными и Восточными друзьями. Обсуждали, что все мы могли бы сделать". Его команда направила медицинскую помощь раненным на Майдане – центральной площади страны. "Мои мысли постоянно были с ними", – говорит он.

Но ведь физически он с ними не находился... Что ж, не совсем. Справедливо говоря, многие из его украинских приятелей по олигархическому цеху и вовсе сбежали из страны, пересиживая революцию в местах вроде Лондона. Но, по крайней мере, один –– Петр Порошенко – шоколадный магнат, ставший политиком –– бросил все свои силы, чтобы оказать поддержку протестующим в тот момент, когда это казалось всего-навсего рискованной глупостью. Пинчук же занял позицию между бегством и откровенной поддержкой. "Цель бизнесмена – сделать все, чтобы предотвратить кровопролитие и привести стороны к миру и пониманию", –– сказал он мне в одном из наших разговоров в то время, как на площади доходил своего конца трехмесячный смертоносный триллер.

Такой ход мыслей отражает позицию, занимаемую им уже некоторое время: "Нет необходимости быть членом Европейского Союза, — поделился он со мной год назад. — Но европейские ценности – имея ввиду гражданское общество, верховенство права, права человека и свободу слова – решат огромное количество украинских проблем". Но всё-таки добавляя: "Украина не может быть успешной без России".

          Такая двузначность проистекает из жестокой реальности: состояние Пинчука завязано на торговле с Россией. И дабы он этого не забывал, режим Путина недавно ввел сокрушительные налоги на его центральный актив — компанию по производству стальных труб "Интерпайп". Тесть Виктора Пинчука – бывший президент Украины Леонид Кучма, в одно время покровительствовавший Януковичу – промосковскому президенту, который бросил его собственную страну, похитив, как сообщается, миллиарды долларов. Каждая клетка в категорически разумной голове Пинчука повелевала ему защищать устоявшееся положение дел.

         

Пинчук не похож на типичного олигарха. Одной из его поездок во время беспорядков было посещение в январе Всемирного экономического форума в Давосе, где он проводит ежегодное собрание по вопросам филантропии, посещаемое такими личностями, как Бил Гейтс и Ричард Бренсон. "Он выстроил поразительную связь между людьми по всему миру",– восхищается Тони Блэр, украинский образовательный фонд которого получил $500 000 от Пинчука в 2012. Пинчук, по сути, был первым восточноевропейцем, присоединившимся к Клятве дарения (англ. Giving Pledge) – управляемому Биллом Гейтсем и Уоренном Баффетом проекту, участники которого обещают отдать, по крайней мере, половину своего состояния.

          В части света, где долгое время господствовала грубая сила,

Пинчук является главным покровителем искусства, ежегодно растрачивая миллионы на стипендии, гранты и выставки. Во время одной из кровопролитнейших недель в Киеве, он без лишней помпы открыл выставку работ бельгийского художника Жана Анри Фабра в трехстах ярдах от баррикад. Зачем? Чего полезного это принесет стране, со скоростью света распадающейся на кусочки? "Красота спасет мир", – утверждает Пинчук, цитируя Достоевского или, говоря точнее, героя его произведения "Идиот".

          Подобная аналогия сдается весьма удачной: в "Идиоте" Достоевский описывает страдания русского дворянина, пожившем некоторое время в Европе, который не может выбрать между женщиной на которой, как ему кажется, он должен жениться и той, которая пленила его сердце. Пинчук сталкивается со схожей внутренней борьбой, где на кону судьба его страны, а его разум борется с сердцем.

 

Для каждого в Восточной Европе, кто уже пережил определённый возраст – скажем, 40 – рациональные решения рефлекторно сосредотачиваются вокруг одной вещи – выживания. В особенности это касается таких людей, как Пинчук, еврейское происхождение родителей которого сделало их мишенью для советов, закрывавших синагоги и отгородивших евреев от многих университетов. Оба, будучи инженерами, скрывали свое происхождение. Вскоре после рождения Пинчука в Киеве, в 1960, семья перебралась на восток, где мальчик был еще глубже погружен в меньшину, проводя свое детство как украинец в русскоязычном Днепропетровске – городе, наилучше известном в США по двум подросткам-убийцам.

          Молодой Пинчук, как подмечали учителя, хорошо осваивался внутри системы. Он был прекрасным учеником и умел отлично налаживать связи, что было весьма полезно в его комсомольской деятельности и последующему процветанию в пионерах. Степень бакалавра и кандидата наук он получил в украинском металлургическом институте.

          Ему невероятно повезло с моментом: Пинчук запатентовал новый процесс производства бесшовных труб как раз перед падением берлинской стены. Чтобы начать производство, им была основана компания «Интерпайп», а его университетские и комсомольские связи помогли в продаже товаров компаниям, «наследницами» которых сегодня являются русские гиганты "Газпром" и "Роснефть". Заработав в 1992 свой первый миллион, Пинчук встал на путь, ведущий к огромному количеству денег... И врагов.

          С выделением из Советского Союза Украины и России как независимых государств, амбициозные молодые люди со связями, вроде Пинчука, обладали удачной позицией для проведения хаотической приватизации больших государственных предприятий. Пинчук следовал классической схеме, по которой действовали многие олигархи: он открыл банк и установил контроль над двумя индустриальными компаниями в Днепропетровске путем выкупа акций у работников предприятий, больше заинтересованных в сиюминутной наживе, чем будущей выгоде. "Он был новатором и отлично знал трубопроизводственный бизнес", – вспоминает Альфред Козловский, знавший Пинчука по университету и осуществивший его первый план приватизации.

          Тут появились противники, включая Юлию Тимошенко – бывшего премьер-министра (и, с высокой вероятностью, будущего кандидата в президенты), которая совсем недавно помпезно была освобождена из тюрьмы. В то время Тимошенко контролировала самую крупную газовую компанию Украины. Опасность подкрадывалась. Преуспевающим людям требовалось нечто большее, чем друзья и мозги – им требовались навыки выживания. Снежным днем 1996-го люди, которых Пинчук до этого никогда не видел, схватили его, надели на руки наручники, после чего натянули на голову мешок и приставили к голове оружие. Ордалии происходили примерно в одно время с шестидесятым днем рождения его матери; похитители принесли ему водки с закуской, чтобы он выпил за её здоровье. Даже сегодня Пинчук отказывается рассказать больше об этом инциденте или людях, которым он через два дня после своего освобождения заплатил $2 млн выкупа. "Я все ещё не могу об этом говорить, –– немногословен Пинчук. –– Я просто остался жив".

          В то время как мы с Пинчуком на завтрак кушаем сырники в его поместье, в обеденную комнату входит его жена Елена – поразительная сорокатрехлетняя блондинка в черно-белой футболке и джинсах. "У нас с ним одинаковые взгляды на многие вещи", – делится она, имея ввиду искусство, книги и музыку. Однако этот брак так же имеет важную политическую сторону.

          Как и многие олигархи 1990-х, рассматривающие правительство как тихую гавань, возможность наживы или же и то, и другое, Пинчук пошел на государственную службу, занимая с 1998 по 2006 должности в парламенте. Распространив в этот период деятельность своего бизнеса на природный газ и сталь, незамедлительно последовал конфликт интересов или, по крайней мере, его признаки.

          "Очень сложно одновременно быть и в бизнесе, и в политике", – отмечает бывший чемпион в супертяжелом весе Виталий Кличко – один из ключевых фигур Майдана, намеревающийся баллотироваться в президенты.

          И женитьба на Елене быстро усложнила и без того нелёгкий ход дел. Она была дочерью Леонида Кучмы, который с 1998 по 2005 занимал пост президента Украины и чье царствование запятнано скандалом и репрессиями за свободу слова. (Все это вдобавок к мошенническим выборам 2004-го привело Украину к Оранжевой революции). Когда в 1996 они встретились на спонсируемом им детском спектакле, они оба состояли в браке с другими людьми. "Я и понятия не имела, кем он был, –– вспоминает Елена. –– В тот же миг мы обнаружили, что у нас много общего". Они поженились в 2002. Один из богатейших людей страны теперь называл её президента "папой".

           Практически сиюминутно Пинчук был обвинен в получении особого доступа к сделкам, путь к которым для других был закрыт. "Это вовсе не так, ––  уверяет Кучма. –– На тот момент он уже владел двумя масштабными производствами в Днепропетровске".

          Технически все верно. Но Пинчук быстро приватизировал несколько других индустриальных компаний, включая производителя стали "Криворожсталь", которого он купил за $800 млн на пару с Ринатом Ахметовым, самым богатым человеком Украины (состояние $12.5 млрд), и другими.

          Новое правительство тотчас напало на сделку. Его старый соперник, газовый титан Тимошенко, теперь была премьер-министром и публично осудила покупку "Криворожстали" как "кражу", так как аукцион не был открыт для предложений иностранных инвесторов. Заявляя о нарушении национального интереса, она аннулировала сделку и быстро доказала, что Пинчук и его партнёр заплатили цену, значительно ниже рыночной: она продала завод индийскому металлургическому магнату Лакшми Митталу за $4.8 млрд.

"Сделка была проведена согласно букве закона; я все сделал с точки зрения бизнеса; ничего мошеннического в покупке не было", – настаивает Пинчук. "Моей личной ошибкой было то, что я не учёл политическую составляющую. Как зятю президента мне бы следовало это сделать". 

          И все же его политическое избиение еще не было кончено. Вторая приватизированная им компания, производящая сплавы, была практически выхвачена у него из под носа конкурирующей бизнес-группой, и снова не без благословения "оранжевого" правительства. На этот раз, однако, Пинчук отбился, используя находившиеся в его владении ТВ-каналы, освещающие так называемое ими "полицейское рейдерство" компании, которая была куплена по честной рыночной цене в полном соответствии с украинским законодательством. Правительство отступило. Пинчук сохранил его 25% и в 2007 создал "EastOne Group", которая, не смотря на штаб-квартиру в Киеве, управляет всеми его активами и инвестициями с безопасного расстояния в Лондоне. Теперь, скопив приличное состояние, Пинчук приступил к стремительному обновлению своей компании с решительно западным уклоном.

         

Во времена, которые уже напоминают другую эпоху,  200 друзей Пинчука от Шимона Переса до Марио Монти посетили Украину в сентябре. На протяжении предыдущих десяти лет Пинчук организовывал всемирную конференцию в Ялте. Место расположения, Ливадийский дворец – громадное белое здание в стиле эпохи Возрождения, возвышающееся над крымским городком – в свое время был резиденцией, где Рузвельт, Черчилль и Сталин разработали окончание Второй мировой войны и начали войну холодную. По иронии судьбы, это место находится в середине украинской территории, которую Россия сейчас намеревается "защитить". Однако форум Пинчука был мощным инструментом в соединении западного мира с Украиной. Теперь такая связь кажется чистейшей фантастикой. Кроме того, Пинчук вместе с Тони Блэром и Биллом Клинтоном "Мир завтра" (англ. The World of Tomorrow). (Необычайная щедрость Пинчука является немалым фактором в собрании сливок общества: в 2012 и 2013 он дал Фонду Клинтона по $1 млн). Ларри Саммерс, Дэвид Петрэус и глава Интерпола говорили о "Будущих потрясениях". А Хиллари Клинтон затмила всех своим приободряющим разговором во время ужина под огромным навесом, рассказывая о том, что все, что нужно для успеха, у Украины уже есть: ресурсы, образованное население и в особенности шоколад. Если не знать, что все это через несколько месяцев перевернётся с ног наголову, казалось, что такая западно-ориентированная благосклонность начала действовать. Ставший реформатором боксер, Кличко наблюдал со стороны за заявлением тогда ещё президента Януковича: "Мы должны двигаться по пути евроинтеграции". По окончании мероприятия все танцевали на пляже с Пинчуком, расхаживающим среди гостей.

          "Если у меня есть возможности, я должен постараться стать полезным своей стране", – заявляет Пинчук. И его щедростью наслаждаются не одни лишь сильные мира сего. Последние несколько лет Пинчук все с большими и большими усилиями посвящает свою благотворительность на знакомство украинской молодёжи с мировым сообществом и идеями, выходящими за рамки украинских границ. Он привез основателя Википедии Джимми Уэйлса и физика Митио Каку в Киев для общения с молодыми студентами. Его самобытный "PinchukArtCentre" в Киеве выставлял работы таких авангардистов, как Аниш Капур и Такаси Мураками. Как говорит сам Пинчук, демонстрация этих работ – "очень важный инструмент для нас, для обновления нашей страны".

          "Он увлечен своим делом", – сказал мне Элтон Джон прошлым летом на Венецианском Биеннале, где Пинчук устраивал приём во дворце 15-го века с видом на Гранд-канал. Певец, работавший с Пинчуком над программами по борьбе со СПИДом, посетил выставку, спонсируемую одним из фондов олигарха, где был предусмотрен приз в 100 000 долларов художнику до 35 лет. "Он горит всем, чем занимается: бизнесом, политикой, искусством, благотворительностью".

          Дело дошло и до образования: Пинчук щедро раздаёт стипендии украинским студентам с демократическими мыслями, подобно тем, что вели Майдан. За последние семь лет он собрал 350 одарённых студентов ВУЗов, выделяя ежегодно по $810 000  на поддержку идей в сфере социальных, экономических и культурных изменений. Выпускники могут быть избраны для получения своей части от более чем $500 000, которые он ежегодно выделяет на финансирование украинцев, принятых на программы для выпускников таких заведений, как Гравард и Оксфорд.

          Обращаясь к этим студентам, он призывает их продолжать использовать все шансы, приводя в пример свои собственные успехи в лыжном скоростном спуске и плавании с аквалангом, а так же в освоении английского на уровне свободного общения. Но кроме прочего, он так же призвал их к изменениям, которые бы он наблюдал в будущем где-то издалека по телевидению. "Ребята, — наставнически с надеждой говорит он –– лучшие из вас должны пойти в политику".

         

Выживающий всегда и везде, нет ни капли сомнения в том, что роль Пинчука как всемирного благодетеля и демократического олигарха уберегла его от подрыва репутации и, весьма вероятно, физического посягательства. "Вся украинская элита – серьёзные бандиты. Он не такой", – утверждает Андерс Аслунд, старший партнёр Института международной экономики им. Питерсона. "Как вам защитить себя? Просто увеличьте свою важность в мировом масштабе, принося пользу своей стране".

          Но что вся эта "тихая дипломатия" – и искусство, и стипендии – значит сегодня, когда Украина так близка к краю по стольким фронтам? Будет ли вся эта благодетель что-либо значить для страны с реальной опасностью раскола надвое? Для пикирующей экономики? Или для армии, столкнувшейся с вторжением российских войск?

          Пинчук несомненно нащупывает своё место в новом украинском порядке. "У нас есть уникальный шанс поучаствовать в создании новой страны", – сказал он мне два года назад. Но увиденные им толпы противостоящих милиции людей на Площади Независимости "заставляют тебя ощутить свою малость в сравнении с ними. В одно время ты ощущаешь себя лидером того прогресса, который делает Украина, лидером успеха гражданского общества, лидером мечтателей". Теперь, вследствие произошедшего, "ты осознаёшь, что гражданское общество сделало огромный скачок вперёд и оставило тебя позади".

          Пинчук утверждает, что начал новую страницу своего фонда – "и всех наших действий".

          Он отклонил предложение стать губернатором в одной из восточных областей, заявив о сомнениях в своей пользе. Но абсолютно ясно, где его сердце: "Украина – это страна в её сегодняшних границах. И мы не должны отдавать ни одну её часть". В противовес герою "Идиота" достоевского, Пинчук выбрал женщину, пленившую его сердце.


Оригинальная статья: http://www.forbes.com/sites/katyasoldak/2014/03/03/ukraines-victor-pinchuk-the-oligarch-in-the-middle-of-the-crisis/
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: пинчук арт центр,Фонд Пинчука,Форбс,Фонд Виктора Пинчука
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.