Статуэтка свободы

04 лютого 2011, 12:27
Власник сторінки
главный редактор Esquire Украина
0
4119

Сами того не подозревая, американские киноакадемики спровоцировали возрождение американского независимого кино - теперь оно наравне с блокбастерами борется за Оскары.

С тех пор как руководство Американской киноакадемии расширило номинацию Лучший фильм до десяти картин, Оскары изменились навсегда. У скептиков были сомнения насчет того, что за год наберется сразу десять нестыдных студийных работ, и столько действительно не набралось. Тогда вакантные места заняли независимые фильмы, которые всегда находились в положении бедных родственников со своими копеечными по голливудским меркам бюджетами.

Главный из крутых и независимых номинантов Оскара этого года - Черный лебедь Даррена Аронофски, причудливый сплав кутюрного кино о балете и фетишистского триллера класса Б. Следом за Лебедем - скромные герои инди-фестиваля в Сандэнсе: Зимняя кость - жуткое путешествие в американскую глубинку, населенную белым отребьем, - и Детки в порядке внучки украинских эмигрантов Лизы Холоденко, лирическая комедия о лесбийской паре, чье семейное счастье едва не разрушает донор спермы. Еще пару лет назад ни один из трех фильмов не имел бы шансов на оскаровскую номинацию, а теперь смело может украшать золотыми человечками свои рекламные плакаты.

Прежде всего, старомодный и респектабельный Оскар - это война за независимость от студий и продюсеров. В широком смысле участники забега борются за свой собственный авторский взгляд, а победители впоследствии получают право на любую причуду. Начинавшие в подполье братья Коэн могут снять Железную хватку, вестерн о том, как простодушие и детская непосредственность сворачивают горы. Он соберет в американском прокате почти столько же, сколько научно-фантастический Трон. А британский бунтарь Дэнни Бойл может позволить себе фильм-трюк 127 часов - о руке, отпиленной в расщелине каньона.

Не считая нового мультфильма гениев из студии Pixar, Оскар-2011 - это всего один блокбастер Начало, этакое оправдание для среднестатистического жрущего попкорн зрителя, что он посмотрел хоть что-нибудь умное за целый год. Впрочем, желание казаться умнее, чем ты есть на самом деле, присуще любому человеку, и академики - не исключение.

Они так же испытывают угрызения совести, награждая кого-нибудь слишком богатого, о чем свидетельствует прошлогоднее поражение Аватара, собравшего рекордную кассу. А помыслы киноакадемиков все так же далеки от чистого искусства.

В середине января я встречался с одним из членов Американской киноакадемии, Жаном Рено. Среди прочего он рассказал, что в своем оскаровском бюллетене поставил галочку напротив имени Натали Портман - не столько потому, что она вывернула себя наизнанку, чтобы сыграть одержимую демонами балерину в Черном лебеде, сколько в память о том, что она вместе с Рено сто лет назад снялась в Леоне-киллере.

Портман - молодая, красивая, беременная, однако большинство голосующих рассуждают категориями «уже пора» и «давно пора». Колину Ферту из Король говорит! уже пора получить статуэтку, а Аннет Бенинг, пожалуй, что давно пора. И если Детки в порядке - в некотором смысле младшая сестра Красоты по-американски, еще одно остроумное исследование семейных ценностей по ту сторону океана, то было бы справедливо отдать Бенинг Оскар, который причитался ей в 2000 году.

Такое же «давно пора» относится и к перфекционисту Дэвиду Финчеру. Опередив газетные передовицы, он снял кино на злобу дня. И хотя Социальная сеть вызывает те же чувства, что и сам Facebook (да, эта штука неглупо устроена, но явно не стоит поднятого вокруг нее шума), фильм так давно объявили безоговорочным фаворитом, что он уже успел всем надоесть.

В данный момент оскаровская гонка развивается по сценарию Бойца Дэвида О. Рассела, еще одного претендента на звание лучшей картины года. По законам жанра в решающем поединке Рокки-подобный герой терпеливо сносит все удары, чтобы в последний момент сокрушить своего противника нокаутом.

Очень похоже на то, что такой нокаут Финчеру подготовил зубастый продюсер Харви Вайнштейн, обладающий настолько удивительным даром убеждения, что в 1999 году Оскар за лучший фильм в обход Спасти рядового Райана Стивена Спилберга к всеобщему изумлению получил невразумительный Влюбленный Шекспир.

В этот раз свои деньги Вайнштейн поставил на Король говорит! - глубоко интеллигентную, до зевоты предсказуемую историю о монархе-заике, которому нужно было толкать духоподъемные речи по радио, поскольку Великобритания объявила войну гитлеровской Германии.

Кто бы из этих двоих ни стал триумфатором, победа все равно за хорошим кино. Страшно сказать, но в последний раз нечто подобное случалось в середине 1970-х, когда в одной оскаровской номинации было сразу три прекрасных фильма (Детки в порядке, Железная хватка, Черный лебедь) и один по-настоящему великий. Это я о пиксаровской Истории игрушек-3: сцена, в которой герои берутся за руки перед тем, как обрушиться в топку на мусоросжигательном заводе, - мое самое сильное киновпечатление прошлого года.

***

Эта колонка опубликована в №4 журнала Корреспондент от 4 февраля 2011 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
ТЕГИ: Оскар,2011,номинанты,лучший фильм
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.