Конец концов

8 июня 2012, 15:22
Куратор и критик современного искусства
0
12010

«Тяжелая артиллерия» современного российского искусства в компании украинских художников накрыли Киев медным тазом «конца света» и пообещали его возрождение

Cпустя три недели выставку закрыли, накрыв украинское арт-пространство туманом совкового мракобесия под названием «цензура».

До 31 июля в Киеве в рамках «Арсенале-2012» должен был происходить «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» – арт-проект куратора без страха и упрека Константина Дорошенка (Киев), не побоявшегося собрать на музейной территории классиков современного искусства Украины и самых неоднозначных ее представителей, которые озадачили нас несложным, но откровенным вопросом – куда мы катимся, если дальше все будет продолжаться точно так же?


Владимир Сай. "Дух протеста"

Со-куратор с российской стороны – Анастасия Шавлохова – внедрила в проект работы тех российских арт-истов, чьи имена стоит знать. Ведь не исключено, что в нашем украинском арте нас ждет подобная попытка художников вынуть наружу кишки социально-политическому дискурсу и представить тошнотворные внутренности на всеобщее обозрение: вам не нравится то, что вам показывают? Обнаженная натура для вас – порнография? Плесень на куклах барби – угроза вашей жизни?

Олег Кулик. Видео инсталляция "Мессия"

В итоге – в Украине был представлен один из самых цельных, непростых и в то же время соразмерных «бабушкиному» восприятию современного искусства проектов.

«Апокалипсис и Возрождение...» является лучшим российским проектом на территории Украины доселе нами виданных – тут слишком много откровенных и простых реакций, нет букетов сирени и видов на Аю-Даг. Оттого, наверное, обнаженная натура выдается кому-то порнографией. С такой позицией, нужно одеть «Давида» Микеланджело в белые трусы, ибо дети, которые его увидят в своих учебниках, вырастут неправильными.

Recycle Group. Серия витражей "South park"

Инициатор события – «Галерея Мироновой» ( за что ей отдельное спасибо, ибо в рамках «Арсенале-2012» подобного скандала не случилось и явно не предвидится) – устроила Шоколадному дому «судный день»: сотрудники музея восприняли экспозицию как натуральное «изнасилование» сознания. И в этом случае актуальное искусство сработало должно, как бутылка со взрывной смесью – что такое «современное искусство» и что с ним делать – вывод один: вызывать комиссию по морали и милицию. Благодаря этим «органам» выставку и закрыли, в принципе, не понимая, что завтра нужно срочно закрыть и «Арсенале-2012» и, наверное, «Евро-2012» отменить, поскольку мужчины в трусах – тоже повод задуматься о морали и эстетике.


Майкл Мерфенко. Инсталляция "Фаворский свет"

Автор идеи проекта «Апокалипсис и Возрождение..» – легендарный акционист, московский художник украинских (в частности киевских) кровей – Олег Кулик. Во время своей экскурсии по экспозиции он сформулировал присутствие актуальных энергий в освоении главного страха наших современников так: «Если есть такой дом, в котором под одной крышей все еще пытаются свести с ума своих гостей залы, исполненные в самых разных стилях – от мавританского и ренессансного до модерного и когда-то перекрашенного в черный Кагановичем “русский” зал, то куда катиться этот мир?!”. Соответственно, если такой до сих пор есть, тогда позволено все, особенно – заниматься “колдовством на территории искусства”, чем и промышляет Кулик и многие другие московские участники проекта на территории актуального арта.

Кирилл Проценко. "Танцор диско"

А куда катится этот мир – всем нам понятно: изображение голой натуры сводит с ума сотрудников украинских музеев. Они зовут милицию и комиссию по морали на помощь. Им дурно. И мы ничем не можем им помочь.

И в борьбе с модернизмом, как концепцией упаднической и потребительской, устаревшей как минимум лет сто назад, могут победить только художники-мистики, согласно концепции “Апокалипсиса и Возрождения...”.

Арсен Савадов. "Лаборатория Орфея"

Но пока что случился только Апокалипсис – из экспозиции были “изъяты” сотрудниками Шоколадного дома: инсталляция Андрея Сигунцова с его куклами барби в плесени (работа ‘Fighting The Barbie Bondage’), видео и фото участника Венецианской биеннале Андрея Кузькина «Явление природы», «Игрушечный митинг» Фейгиной Дарьи и Максима Калимова. И вся соль истории закрытия проекта в том, что работы «удалялись» постепенно. Хотя изначально, на момент открытия проекта, ни укого ни к кому не было вопросов.

Мало того, одним из участников проекта является главный цензор события – директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко, чьи работы представлены в инсталляции Ольги Громовой «Комфорт в кубе».

Инсталляция Ольги Громовой. "Комфорт в кубе"

Мысли об Апокалипсисе особенно насилуют головы украинцев накануне Евро-2012. И в этом случае, как говорит наш Президент, проект «в тему». Потому что скорее бы уже наконец-то все случилось, чтобы появился шанс начаться чему-то новому.

События сегодняшнего дня – пробуждающие и отсылающие напрямую к Гейне: “Я не могу понять, где заканчивается ирония и начинается небо!”

Валерий Чтак. "Без названия" 

И я не знаю, когда наступит тот Апокалипсис, после которого точно начнется Ренессанс, ведь то, что происходит на моих глазах, уже не имеет отношение к иронии, а исключительно к мракобесию, причем средневекового толка, которое все еще таится в украинских музейных учреждениях, где изображение половых органов и «политические лозунги» являются поводом призывать духов смерти, цензуры и «правильности».

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Журналисты
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.