(За)кадровики

15 мая 2013, 09:51
журналист
0
641
(За)кадровики

Урезая или ускоряя заключительные титры фильмов, ТВ навязывает привычку к бездумному потребительству

В детстве всегда все просто и ясно, даже если мама-папа не спешат объяснять. Фильмы «про Шурика» – это фильмы Вицына-Никулина-Моргунова, ну еще Демьяненко с Варлей. «Бриллиантовая рука» - Миронова и Папанова. А «Терминатор» – Шварценеггера, «Титаник» – Ди Каприо и Селин Дион…  Вместе со взрослением в нашем сознании рядом с названием картины появляются и другие имена создателей шедевров кинематографии – режиссеров, сценаристов, продюсеров; реже – операторов и художников. Став взрослыми, мы понимаем, что талантливый фильм создают десятки, а то и сотни столь же талантливых людей, которые и по законам жанра, и по общечеловеческим понятиям имеют полное право на обозначение своего имени в титрах шедевра. Не выпускать нас из детства – похоже, такую задачу с некоторых пор преследуют сотрудники киноредакций ведущих отечественных телеканалов. Почему? А вот почему: путем несложных статистических подсчетов легко определить, что у 90% фильмов, выходящих на украинских телеканалах, цензуре прокатчиков подвержена самая бесспорная и одновременно самая незащищенная часть картины – титровка.Мода на ускоренную прокрутку титров в окончании, а то и вовсе на абсолютно бестактную и бессовестную «вырезку» титров и прерывание концовки фильма, практически моментальный переход на рекламные блоки, пришла к нам из России. Мало того, что там установлены иные правила рекламы во время демонстрации фильма – коммерческая выгода застила глаза телефункционерам. Думаю, со мною согласятся все те, кто, так сказать, в натуральную величину пытался посмотреть какой-либо киношедевр по коммерческим российским телеканалам. Это нелегкое испытание предполагает наличие у вас терпимого отношения и всегдашней готовности чередовать сопереживание героям с бодрыми видеорассказиками о перхоти, кариесе и критических днях. А с недавних пор россияне начали сводить время, отпущенное в фильме под титры (как правило, сопровождаемое музыкальным рядом, а иногда и видеоизображением), и вовсе к секундам. Заразились этим и наши украинские телевизионщики…Я не слишком крутой спец собственно в кинопроизводстве, но уверен: у каждой кинокартины существует определенный метражный и часовой формат, обязательным элементом которого является титровка. Более того, даже неспециалисту видно, что так называемые западные фильмы (так еще с советских времен именуют у нас все, произведенное за пределами соцлагеря) под титры отводят довольно продолжительное время, называя абсолютно всех создателей картины – от продюсеров до водителей и техперсонала, от авторов песен, звучащих в фильме (пусть даже и короткой строкой), до лаборантов, обрабатывающих химпроцессы. Всех! Поименно! Часто даже с атрибутами типа «профессор», «доктор наук», «-младший», «-старший» и т. п. Подобная практика перекочевывает и на просторы пост-СССР… Но в последнее время все диктует прибыль. Она превращает акт показа фильма по телевидению из артефакта и великого чуда приобщения к искусству в «паровозик» для нескончаемого потока весьма прямолинейных рекламных предложений и анонсов других, куда более коммерческих проектов. Нечто подобное было и при «совке», когда бесцеремонные сотрудники кинотеатров не могли позволить зрителю, только что пережившему целую гамму эмоций, узнать имена всех создателей фильма, быстренько включая свет в зале на титровке и подгоняя зрителей к выходу – дескать, скорее-скорее, до следующего сеанса еще надо пол подмести… Но тогда хоть бабушка-уборщица не толкала вас в спину – и пусть при включенном свете или шуршании веника по полу, но вы все же могли досмотреть титры, дослушать последние аккорды музыки – и уборщица была Тарковскому не большой помехой… Сейчас никто никого не спрашивает. Проверьте уже сегодня вечером! .. Едва заканчиваются последние слова, произносимые с экрана (а то и прямо на этих словах, если титры «бегут» по видеоряду), еще звучат аккорды киномузыки, которые так тщательно подбирались – как в каком-то бешеном и неуловимом ритме по экрану проносятся буквы (это занимает секунду-две), а еще через мгновение навстречу вам уже летят инопланетяне в поисках очередной жевательной резинки «Орбит» или звучит душераздирающая история о гибели стиральных машин от нерадивых непользователей «Калгона»...  Нечто подобное знакомо и радиослушателям. В рекламных блоках FM-каналов название лицензий или других документов, на основании которых осуществляют свою деятельность те или иные компании, произносится в таком бешеном ритме, что различить слова невозможно. Спрашивается, зачем вообще это произносить? Чтобы не нарушать закон, ответят мне юристы. Правильно, господа законопослушники, но как можно следовать букве закона в одном – и тут же нарушать закон (скажем, о правах потребителей) в другом?! Как можно нарушать сразу несколько законов (об авторском праве, о рекламе), фактически уничтожая кусок фильма, где обозначены имена людей, его создававших, «обрезая» музыкальный фрагмент целостной картины, лепя встык куда более длинные, чем положено, рекламные блоки?! Это не просто раздражает – уверен, что в большинстве случаев это просто-напросто уничтожает все впечатление от только что увиденного, смазывает любой – эстетический, духовный, воспитательный, эмоциональный – эффект любого киношедевра… Чего греха таить: нынешнее школьное и несуществующее внешкольное образование и так не дают нашим детям роскоши ощутить искусство как высшую форму проявления человеческого разума. Подрастающие поколения и так лишены аппарата восприятия произведения искусства как авторского или, в случае с кино, коллективного человеческого взлета. Рекламисты добивают зрителя окончательно. Какие титры, какие имена авторов – режиссеров, сценаристов, операторов, продюсеров, актеров?.. Тут всевластвует реклама, тут деньги, деньги, деньги!.. И если в детстве знать Шурика или Вицына с Никулиным и не знать режиссера Гайдая или сценариста Костюковского не стыдно, то позднее такая привычка становится будничным шагом на пути к бездуховному потребительству, размазыванию великого искусства по мелким каждодневным потребительским сторонам жизни… И поколения уже лишены возможности знать, что именно сняли Коппола, Спилберг, Форман, Феллини, Лелюш, Козинцев, Быков, в каких эпизодах блистали Тарасова, Мордвинов, Габен или Мастрояни, как снимали Мукасей или Алисов, какую музыку писали Шостакович, Дунаевский или Дашкевич… Эти творцы человеческих ценностей для многих уже навсегда остаются «за кадром»… Увы, даже такая «закадровая мелочь» заставляет думать, что телевидение все больше отходит от своего предназначения окна просвещения, открытого рядом с тобой для того, чтобы знакомить тебя с мировыми шедеврами искусства, и все увереннее движется к рядовой фабрике по производству рекламной прибыли… Не согласны?..

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Журналисты
ТЕГИ: Миронов,Феллини,Гайдай,Вицин,Никулин,Папанов
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.