Размышления о символах и о нас

8 мая 2016, 16:11
аналитик
2
284

Они горели в одном танке. У обоих медаль "За Отвагу". У их внуков - разные символы и история. Их внуки смотрят друг на друга сквозь прицел. Оригинал http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3512604/

<Прошу прощения за сплошной текст, но разметка и перенос строк почему-то у меня не сохраняется на корре... >Оригинал http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3512604/ <br> У нас в классе был свой маленький музей – такой ящик-шкафчик, где под стеклом лежали патроны, гильзы, награды, личные документы участников войны, фотографии, личные вещи, по видимому принадлежавшие выпускникам школы-фронтовикам, либо доставшиеся в наследство и собранные в музей педагогами.  Конечно, нас больше всего интересовали патроны, но достать их не было возможности – на шкафчике висел замок. В начале мая мы организовывали что-то типа исторических чтений об освобождении нашего города, старшеклассники – концерт, к нам приходили ветераны, истории которых я, признаться к стыду, не помню. А потом мы ехали на ПАЗике по проселочным дорогам северо-запада одной шестой части суши на военное кладбище к обелиску со звездой, коих тысячи раскидано по просторам нашей Родины. К неудовольствию нашим мам, поскольку зачем час трясти детей по лесам туда и час обратно, если в городе и так есть одно из лучших творений Вучетича. <br>*** <br>Потом, лет в 13 уже в Украине, я помню, как мы рисовали открытки-поздравления и развешивали их на каждом подъезде в микрорайоне. Конечно, я рисовал девятку желто-черной гвардейской лентой как на открытках, гвоздички,  может танки с самолетами, не помню уже деталей, но было это не раз. Как заходили в гости к «закрепленному» ветерану и, мялись на пороге, произнося стандартные «мирного неба над головой» и «спасибо, что вы есть». А он еще больше мялся, ушел на кухню за ирисками, и совал нам, как сейчас помню, 100 тыс. купоно-карбованцев на мороженное. Мы вроде в конце концов взяли… Помню, как в 15-16 ездили «в город» на парад, вечером лазили на крышу смотреть салют, и пили водку с горла с криками «за Победу», и орали песни военных лет. И на хате рыдали украдкой все крутые из себя местные пацанчики под «А зори здесь тихие…» Меня тогда еще поразило: понятно я, на разных там конкурсах чтецов со стихами Твардовского, весь такой правильный отличник, но эти малолетние де-факто гоп-стопщики, хулиганы, алкоголики, с которыми я связался, почему они вообще, оказывается, смотрят такие фильмы, да еще и прячут глаза под «зори» и «стариков»… <br>*** <br>Как бы сейчас сказали, такой себе анклав или инкубатор «ваты». Была ли тогда какая-то пропаганда, КПСС, вездесущее КГБ/ФСБ/СБУ, ужасный Путин и т.д.? Уже нет, и еще нет. Была полная, извините, задница, безверие, молчание и разгул либерализма во всех отношениях. Это были 80-90-е, стык и слом. Почему же это делали, ведь никто не заставлял и особо то и не предлагал? Наверное, что-то чувствовали. Искренне чувствовали, что где-то там правда… Видать для Вселенной 40 и 50 лет мало. Но 70 лет оказалось достаточно. <br>*** <br>Но до всего этого был дедушка. На просьбы семилетнего внука рассказать о войне, он не особо охотно и без ожидаемых героических деталей рассказывал как шли, как сидели в окопе, как бежали просто вперед, как миной садануло, как за руку схватился и пополз к себе обратно. На вопрос «Дедушка, а сколько ты фашистов убил?» простой русский крестьянин, прошедший всю войну и вышедший на пенсию бригадиром заводского цеха, смущенно молчал и пожимал плечами. «Да я не считал, - с улыбкой отмахивался дед. – Как там поймешь». Но я помню эту улыбку по сей день. Растерянную улыбку. Видел ли он вообще немцев, поднимаясь по команде с этой многотысячной толпой на убой и стреляя из винтовки куда-то вперед. Дед принес с войны трофейный фонарик и предпочитал не особо о ней вспоминать. Лишь на 9 мая надевал медали и орден, проходил вместе с такими же ветеранами по проспекту и позволял себе, сколько положено, грамм. И так почти до самого конца, сколько мог. <br>*** <br>И была бабушка. Бабушка охотнее рассказывала о жизни в оккупации и работе потом на трудовом фронте на заводах Урала. От нее я впервые узнал, что нужно прятаться от самолетов с противоположной стороны дома, но лучше не дома. Что немцы бывают плохие, в касках и с жетонами на мотоциклах –  те, что первыми въезжают и расстреливают, и не очень плохие, в пилотках – что живут на постое и даже угощают шоколадками и пытаются общаться, как люди. И что больше немцев в поселке не любили партизан – после очередного взрыва жд путей всех мужчин выстроили на площади, вывели каждого десятого и там же расстреляли. О сожженных вместе с жителями деревнях бабушка мне маленькому в подробностях, конечно, не рассказывала, но как-то это всё же в беседах проскакивало. <br>*** <br>Орден Великой Отечественной Войны, медали – «За взятие Кенигсберга», юбилейные, за «Победу над Германией…» в георгиевской-гвардейской раскраске, такая же девятка на моих открытках и плакатах, Красное Знамя Победы, медаль «Труженник тыла», сто грамм не чокаясь, сто грамм под звон стаканов, парад военный и свой парад, цветы возле Вечного огня, весна… Счастье. Счастье от того, что вот она была и сейчас её нет, и никогда не будет. Войны не будет. Потому что это… ну это минимум глупо, после всего, что они пережили и сделали.…  <br>*** <br>Для Вселенной 70-ти лет оказалось достаточно. Новой стране требуется новая идеология, новые символы. Для чего? По видимому, для выделения, отсечения и отречения. Всё по-новому. Англо-саксонский символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии — жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов – красный мак – надо отметить, вполне гармонично вписался и даже уже прижился на украинской почве. Если предыдущий год был хаотично-тестовым, то в этом распространение маков, думаю, перещеголяет георгиевскую ленточку. Полагаю, активисты и волонтеры будут массово колоть ее на грудь всем прохожим, и отмахнуться будет стыдно, как, впрочем, от георгиевской на Красной площади и Поклонной горе.  <br>*** <br>Украинцы стараются мыслить глобально и ощутить себя частью всего человечества. И участвовали украинцы, и были жертвами, конечно же, с самого начала ужасной бойни, с 39-го года. Кто-то  даже славно входил в Польшу, а кто-то ее защищал. Если смотреть изнутри, то украинцы явились жертвами борьбы режимов, амбиций империй, тиранов, и прочее, и прочее, и прочее. Как, впрочем, и русские, и белорусы, и немцы, и евреи, и поляки, и британцы, и, да что уж там, и латыши, и казахи, и буряты, и японцы, и китайцы, и американцы, и… Все нации и народности планеты Земля перечислять? Но с другой стороны, не у всех были под корень вырублены целые поколения и семьи. Это нельзя забывать и скидывать со счета.  Понятно, что это была победа союзников, и без ленд-лиза, особенно на начальном этапе, не известно, как и когда закончилась бы война, и еще много сослагательных наклонений, противоречивых мнений и фактов, конспирологических теорий. Можно бесконечно копаться в архивах, спорить, доказывать. Можно мериться, кто больше погубил, кого больше погибло, чье оружие было мощнее, чей террор был круче, кто наделал больше ошибок, у кого было больше коллаборационистов. Всем так полюбилось заниматься правдокопательством и правдорубством, что как-то позабыли, а зачем собственно этим занимаются. И в любви к такой вот общей глобальной правде все как-то подзабыли о своих. О своих бабушке и дедушке. О выпускниках своей школы и вуза. Об обелиске на холме в память о полегших своего города, села. Просто о людях, которые ПОБЕДИЛИ.   <br>*** <br>В военном музее Шотландии хранятся бескозырка моряка Балтфлота, орден «Красная Звезда» и флаг одного из советских кораблей. В военно-морском музее в Питере экспозиция, посвященная арктическим конвоям и британским морякам. И ветераны Союза и Британии сколько могли встречались и встречаются еще возможно до сих пор. Для них нет проблем, мак, ленточка, что там еще, или вообще, просто память. Это их история, их правда, они знают, как это было и что там важно. Любых ветеранов, любой стороны, в любой точке мира. Задача потомков – хранить, чтить, помнить, ну и извлекать какие-то уроки, если получится. Но вот отдельные потомки вдруг начинают доносить ветеранам, что они вот как-то неправильно отмечали и отмечают, и вообще это же великий праздник Империи. А, стоп, нет, да и вообще это как бы не праздник, а траур. Или нет, это и траур, и праздник, но такой как бы…, типа День Победы, но не совсем победы… Ну короче, мы уважаем, но только тех, кто за Украину. А которые с вами в одном танке, но не за Украину – мы их как бы не очень, пусть их другие уважают. А вот которые в Карпатах и на Волыни воевали  – там ваще всё сложно, там реально хз. Да, а УПА – это были тоже союзники. Только чьи?... Ой, короче, сколько вам там осталось, чего заморачиваться…  <br>*** <br>И эти отдельные потомки начинают доносить другим потомкам, что они почитают не тех людей, поклоняются не тем могилам, чтут не те памятники, кладут не те цветы, смотрят неправильные фильмы, знают не ту историю, да и вообще, какие-то… ну как его… недуховные и вялые, вот. Согласно политике и конъюнктуре они вводят ленточки. Потом опошляют ленточки, потом уничижают ленточки, потом вводят новые символы. Что будет с новыми символами? Кстати, в Британии красный мак означает, что вы сделали благотворительный взнос. Это не просто бесплатная фитюлька на лацкане пиджака. И носят мак не один день. Так делают уже поколения. <br>*** <br>Единым и единственным символом, который является вечным символом Победы для меня – это тот, что признавали, уважали и несли мои предки, мои ветераны. Я руководствуюсь их памятью, их жизнью, их поступками, а не волнами массовых флеш-мобов. Если георгиевская лента была внедрена как символ единства, величия и победы, но использована в военно-политической борьбе, это еще не повод уничижительно относиться к самому символу и особенно ветеранам, принявшим ее. Обзывая «колорадом» 90-летнего кавалера ордена Славы, вы становитесь подонками. А ведь сразу и не разберете, чего там у него полосатое такое на груди…  <br>*** <br>Кстати, каждый участник ВОВ имеет право на ношение георгиевской (вернее гвардейской) ленты поскольку: "Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались: все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах". "На ленте пять продольных равных по ширине чередующихся полосок — три чёрного и две оранжевого цвета. Края ленты окаймлены узенькими оранжевыми полосками." (Википедия) <br>*** <br>Считать, что нацепив британский мак, вы становитесь благочестивыми европейцами с духовном соитие со всем миром – минимум глупо и маловато. Это красиво, утонченно, по-украински этнично, но… какое отношение имеет к тем редким оставшимся в этом мире старикам и десяткам миллионов, ушедших в вечность? Изучать историю и переписывать историю не всегда одно и то же. Понимать причины и следствия страшной войны – это само собой разумеющееся, и бесспорно должно подаваться с максимальной объективностью, не зависимо от стороны и конъюнктуры. Но уважать и чтить подвиг народа, выстоявшего и преодолевшего, перенять хоть каплю того гуманизма, что вынесли ветераны и просто свидетели тех событий  – это задача уже личных качеств и человеческого понимания. И тут уже как кому «повезло». У каждого своя история, свои символы. «Железный крест»? Ну что же, думаю твой дед тоже мог поведать тебе немало полезного и поучительного. <br>*** <br>Так вот собственно к чему я это всё. А к тому, что меня окружают люди с этой же планеты, этой же страны, этого же общества, истории, образовательной программы, медийного пространства, образа жизни, круга общения. Но мне начинает казаться, что у них не было походов к ветеранам и открыток на подъездах, дедушки с орденом ВОВ и его рассказов, не было стихов Симонова, книг Василя Быкова, не было «Ура!» салюту и кома в горле при просмотре «стариков» или «зорь». В моем понимании - не было. Иначе – ну невозможно. Они с легкостью и радостью принимают все новое. Новую историю, новые символы, новых героев, новые праздники, новые ритуалы, новых идолов… То, что нельзя было отвергнуть, легко трансформировали. И теперь они с радостью и легкостью «Пам’ятают» та «Перемагают». Они используют и противопоставляют, как символ, ветерана украинского против ветерана российского из-за этой идиотской войны... Они горели в одном танке, но их внуки шмаляют с радостью и гордостью друг в друга. У них обоих по медали «За Отвагу», но один с георгиевской лентой, а второй… не думаю, что с красным маком. Внук ветерана украинского перемагае внука ветерана российского, или даже украинского, но жителя Донбасса. Созвонятся ли они, чтобы поздравить друг друга да и просто узнать, жив ли, и кто еще жив. Думаю, что да. Но их внуки смотрят друг на друга через прицел и вожделенно поглаживают спусковой крючок… Символы. <br>*** <br>Опубликовано: 8 мая 2015 года                                                                                                                   
Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: События в Украине
ТЕГИ: Украина,ветераны,символы,Великая Отечественная Война,День Победы,Георгиевская ленточка
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.