Мы вам ничего не позволим показывать. Мы вам сами все покажем.

30 мая 2015, 11:09
журналист
1
367

Переформатирование информпространства стало, наряду со скачкообразными повышениями тарифов, фактически одной из базовых «реформ», которые в течение последнего года проводятся в Украине.


Концепция «кто владеет информацией, тот правит миром» давно и безнадежно устарела. Претензии на роль властелинов мироздания тех, кто контролирует формат и дозировку информпродукта, представляются гораздо более обоснованными. Но как показывают последние события, работа по «реформированию» телекартинки, звукового ряда и конфигурации графем далека от завершения.

В 20-х числах мая «медиасиноптики» могли наблюдать очередное обострение активности в плотных слоях информационной атмосферы.

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания 21 мая предпринял попытку обсудить вопрос о продлении лицензии на вещание телеканала «Интер», который на сегодняшний день занимает достаточно критическую позицию по отношению к действующей власти. Попытка оказалась не вполне удачной. Заседание решили перенести на 28-е. Однако 28-го Нацсовет остался без кворума: некоторые члены регуляторного органа не явились на заседания.

У медиаскандала, который Нацсовет решил пока оставить в подвешенном состоянии, уже накопилась достаточно солидная «история болезни».

В конце октября прошлого года ставший впоследствии народным депутатом Антон Геращенко высказывал мнение о необходимости запретить вещание на территории Украины тех средств массовой информации, которые имеют собственность в РФ. Среди таких СМИ он назвал украинский телеканал «Интер», который на 29% принадлежит российскому телеканалу ОРТ.

В феврале уже нынешнего года последовали сообщения о том, что акции выкуплены, то есть данный пункт претензий становится неактуальным. Хотя тут же последовали новые: компанию GDF Media Limited, в которую входит телеканал «Интер», обвинили в финансировании терроризма.

В ответе ГПУ на обращение члена фракции Народный фронт Игоря Алексеева и других народных депутатов, обнародованном СМИ, сообщалось, что Генеральной прокуратурой «в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения по факту финансирования терроризма путем перечисления компанией GDF Media Limited 100 миллионов долларов США в интересах российского Первого канала как платы за приобретение 29% акций телеканала «Интер» в рамках мнимого контракта по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 258-5 Уголовного кодекса».

Немногим ранее канал подвергся, мягко говоря, критике за трансляцию новогодней программы с участием ряда российских исполнителей, признанных в Украине персонами нон-грата. В этом усмотрели серьезную идеологическую диверсию. Доводы о том, что канал – это, помимо всего прочего, еще и бизнес-проект, и что показ новогодних телепередач планируется за много месяцев до хлопков шампанского и торжественного зажигания бенгальских огней, восприняты не были.

В первый день нового года глава СНБО Александр Турчинов выступил с заявлением о том, что необходимо запретить вещание телеканала «Интер». Министр культуры Кириленко озвучил свое намерение к правительству с предложением прекратить вещание телеканалов, которые, по его оценке, имеют отношение к российской пропаганде. А глава Мининформполитики (прозванного частью журналистского сообщества «министерством правды») Юрий Стець сообщил о планах подать на рассмотрение Верховной Рады проект закона, который запретит присутствие некоторых российских артистов в украинском телеэфире.

Сегодня никаких конкретных обвинений не выдвигается. Претензии носят достаточно расплывчатый характер. Народный депутат Левус на своей странице в ФБ отписался о том, что парламентский комитет национальной безопасности признал: «эти так называемые «медиа» (в разряд опальных попала и газета «Вести») представляют угрозу национальной безопасности, дестабилизируют общественную ситуацию и создают благоприятный фон для российской агрессии. В чем конкретно это выражалось, озвучено не было, но Комитет обратился в правоохранительные органы с требованием прекратить «деструктивную деятельность этих СМИ».

Органы отреагировали на пожелание достаточно оперативно. Официальный сайт МВД сообщил о внесении в единый реестр досудебных расследований информацию о совершении уголовных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.171 (препятствование законной деятельности журналистов) и ч.2 ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением) УК Украины.

У расследуемых дел оказались глубокие корни, уходящие, что называется, в глубину веков. По данным органов следствия, установлено, что в еще 1997 и 1999 годах неустановленные служащие Фонда госимущества осуществили незаконную передачу в частную собственность 20% акций телеканала «Интер», в результате чего государству были нанесены убытки в сумме 800 млн долларов.

То есть фактически это дает повод для начала дискуссии о правах собственности на телеканал. Понятное дело, что у нынешних владельцев тоже достаточно крепкие юристы, и просто так никто ничего не отдаст. Но информповод для последующих атак на медиаресурс может получиться достаточно сильным.

К слову, неудовольствие властей предержащих удостаивались и прочие медиаресурсы. Бурю негодования вызвал телемост с участием российского журналиста Максима Шевченко в одной из февральских программ «Шустер LIVE», которая транслировалась по каналу «112». Доводы о том, что канал не имеет возможности влиять на информполитику передачи, не были восприняты. Как результат – предупреждение от Нацсовета.

Представители оппозиции усматривают в атаках на канал, прежде всего, попытки ограничения свободы слова.

«Мы все понимаем, что вопрос «Интера» вызвал такой резонанс в парламенте, потому что это самый рейтинговый канал, который отличается независимостью своей позиции», - считает народный депутат Юрий Мирошниченко.

По оценке члена парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Юрия Павленко, требования лишить лицензии телеканал «Интер» - это попытки «зачистить украинское медиапространство от неугодных СМИ, которые говорят о провальном управлении и коррупции».

Причины попыток унифицировать средства массовой информации представляются достаточно прозрачными. Далеко не все политсилы имеют в своих рядах собственников общенациональных рейтинговых медиа. В этом случае приходится применять метод выбивания табуретки из-под оппонентов. К тому же при отсутствии сколь-нибудь заметных позитивных результатов работы правительства в экономической и социальной сферах достаточно продуктивным может быть переориентирование внимания электоральных масс на иные темы. В частности - на формирование образа внутреннего врага, который угрожает интересам национальной безопасности. Метод стар как мир, но еще работает.

О свободе слова на современном этапе речь не идет, поскольку данная конституционная норма давно и прочно отодвинута на задний план понятием «информационная война». Следует отметить, что данная рокировка была достаточно легко и без скепсиса воспринята широкими слоями электоральных масс. Так что в свете надвигающихся местных выборов можно только прогнозировать дальнейшее развитие борьбы за выравнивание информпространства.

Другие статьи.

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: События в Украине
ТЕГИ: Интер
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.