Язык как индикатор настроений в обществе

27 березня 2015, 17:53
Власник сторінки
0
224

Какие слова всплывают на поверхность в смутное время?

Язык очень чутко реагирует на события в обществе.

Сейчас у молодёжи очень популярно слово «тупой». «Тупая вермишель», - говорят они. Cлово «тупой» активно использовалось ещё во времена Януковича, но сейчас область его применения значительно расширилась. «Тупое» правительство, «тупая» война, цены тоже «тупые». Есть ещё вариант «дебильные», его больше любит взрослое население. При всей неэстетичности слова «тупой» приходится признать, что сейчас, пожалуй, не сыщещь более подходящего слова (кроме матерных), так удачно характеризующих то, что происходит в стране.

Очень быстро прижилось (по крайней мере, на восточной Украине) слово «майданутый». Здесь, пожалуй, даже не суть интересна, а форма, отсылающая упомянутое слово в родственную группу слов «чокнутый», «тронутый», «фиганутый». В этом слове хорошо различим вкус несамостоятельности: если человек «нутый», значит, он не сам принимал решение, не отдавал себе отчёт в своих действиях до конца. Слово, на мой взгляд, несёт в себе не только оскорбление, но и сожаление, так как неадекватно ведущих себя людей всё-таки жалко остальной, «нормальной», части общества.

От Майдана вообще произошло столько слов и смыслов, что в пору диссертацию писать.

Надо заметить, что хорошо приживаются в языке новообразования, которые имеют двойное, а то и тройное истолкование. Например, «Лугандон». Это не просто Луганск/Донецк. Это и намёк на известную африканскую страну. Есть и ещё один смысл, который также любит взрослое население.

Окончание «дон» вообще стало очень востребованным. Можно сказать: «пропаганда», а можно - «пропагандон». Вроде и не мат, но выразить своё отношение к пропаганде и излить эмоции вполне позволяет.

Или, например, слово «колорады». Цвет георгиевской ленточки «подыграл» этому термину, но главное, конечно, не в цвете. Колорадский жук – мелкий вредитель,  которого легко (а главное – надо) уничтожить. Колорадский жук пожрёт (если не расправиться с ним), вашу растительность; условно говоря, «укропов».

Есть мнение,  что в уничтожающих, оскорбительных дефинициях людей заложена определённая программа: сложно убить человека, равного себе, другое дело – убить вредоносного жука. Другие, напротив, придерживаются мнения, что названия, подобные «укропам» - «колорадам», ограждают психику человека от разрушительной ненависти, переводят недовольство друг другом в плоскость забавных «обзывалок».

Язык не только формирует в себе новые слова и названия (некоторые из них держатся на слуху несколько месяцев, а затем исчезают), но и призывают к жизни старые, проверенные слова. 

«Хунта», «бандерлоги», «фашисты»…  Не знаю, насколько обижаются те, кому эти слова адресованы,  одно могу сказать: если слово вызвано из недр истории к активной жизни, значит, потребность общества в нём велика.

«И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера». Николай Васильевич Гоголь.

*

СОВЕТУЮ  ПРОЧИТАТЬ:

Лев Пирогов «Укропы и ватники» http://svpressa.ru/culture/article/88770/

Александра ЛЯБИНА «Новый русско-украинский словарь: 10 неологизмов постмайдана»

http://titus.kz/?previd=49982

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.