Фокусы-покусы олигархата и Януковичей

19 июня 2013, 08:14
0
17510
Фокусы-покусы олигархата и Януковичей

Передел украинского медийного рынка продолжается

Ни для кого не секрет, что в Украине конкретный пацан не считается таковым, если у него за душой нет хотя бы захудалых: яхты, самолета, майбаха, вертолета, пары-тройки особняков в мировых столицах, пары-тройки вилл на теплых морях и прочей мелочевки типа часов от полумиллиона евро.

У более конкретных пацанов все вышеперечисленное умножается на два (три-четыре-пять) плюс какой-нибудь островок.

Еще более конкретные о том, какая именно рухлядь у них есть за душой, точно уже не помнят. Потому что предметами гордости этого подвида является товар куда более штучный.

Например, своя депутатская группа. Или подконтрольный министр (а то и целый вице-премьер).  Или спортивный клуб (круче всего футбольный, но можно и хоккейный с баскетбольным). И, наконец,  собственные СМИ (круче всего телеканалы, но можно и газеты с радио, журналами и интернетом).  

Что, кстати, в преддверие 2015 года приобретает особую актуальность. Поскольку при наличии подконтрольных СМИ гораздо удобнее демонстрировать верность тому, кто разрешает тебе быть конкретным пацаном. Ну, этому, сами-знаете-кому…

Так что после скандала со сменой собственника телеканала TBi, очередная перемена владельца СМИ в Украине привлекает к себе куда больше внимания, нежели любая иная коммерческая сделка.

Причем первый вопрос, который возникает при появлении подобной новости, к чистому бизнесу (прибыль, рентабельность, капитализация) не имеет никакого отношения. Поскольку так сложилось исторически, что в Украине цивилизованный медийный рынок так и не сформировался.

Словом, новость о том, что компания UMH group продала журнал Фокус вместе с сателлитами заинтересовала в первую очередь фоновыми вопросами.

Ну, там, насчет чистоты сделки или личности покупателя.

Что касается чистоты сделки, то в отличие от расклада с ТВi, пока все как бы ОК. Ни забастовок журналистов, ни криков о посягательстве на свободу слова. Что как бы подтверждается еще и тем, что бывший владелец продолжит управление журналом на переходном периоде еще несколько месяцев.

Иное дело - покупатель. И здесь, несмотря на то, что многочисленные сообщения растиражировавшие новость, по сути, являются модификацией пресс-релиза, вопросов куда больше.

Итак, согласно официальной версии, Фокус купила некая фирма Vertex United. За которой стоят два человека - Александр Грановский и Борис Кауфман.

Имена мало что говорящие в Киеве, но много говорящие в Одессе. Где эти господа занимаются успешным бизнесом (гостиничный, строительный, банковский) весьма далеким от СМИ.

(Что характерно, именно журнал Фокус четыре раза включал Кауфмана в рейтинг «200 самых богатых людей Украины»: в 2010 г. (состояние: $45,9 млн.), в 2011 г. (состояние: $73,5 млн.), в 2012 г. (состояние: $66,7 млн.) и в 2013 г. (149 место с состоянием $62,2 млн).

Так что интрига - для чего одесским бизнесменам пусть и раскрученным, но одинокий журнальный проект, как бы уже имеется.

Тем более, что в столичной политической тусовке они не засвечены. На футбольные клубы не претендуют. На звание крутых медиамагнатов - тоже: не те капиталы. Был у них в собственности местный телеканал РИАК, но его как бы передали нынешнему мэру Одессы Костусеву.

Но что-то же их на этот подвиг подтолкнуло. Причем, судя по пресс-релизу, покупку они совершили не только у UMH group, но и у совладельца  - Геннадия Боголюбова - обладателя состояния порядка $2,8 миллиарда (пятое место в списке самых богатых граждан Украины). И давнего партнера еще одного миллиардера (третье место в списке самых богатых украинцев) - Игоря Коломойского.   

Что уже само по себе является интересным моментом. Поскольку г-н Боголюбов был совладельцем «Фокуса» с момента его основания. И продавать проект на пике, как написано в пресс-релизе, подъема, как бы нелогично.

В том числе и потому, что, несмотря на закрытость суммы сделки, маловероятно, чтобы она могла сравниться с доходами от основных видов бизнеса Боголюбова: финансы (Приват-банк), химия, нефть, авиация, где счет идет на сотни миллионов долларов.

Тем более, что Фокус - продукт штучный. Т.е., как говорилось выше, предмет отдельной гордости любого конкретного пацана. Даже такого непубличного и далекого от политики, как г-н Боголюбов.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и напомнить, что семь лет назад Фокус запускался, как проект, который должен был не только составить конкуренцию журналу Корреспондент, но и занять пустовавшую нишу еженедельного "облегченного" делового журнала.

Для чего, скажем, были запущены популярные рейтинги типа "самые богатые, влиятельные популярные бизнесмены, политики, женщины етс Украины". Словом, стал предтечей украинского Forbes.

Что касается аспекта политического, то и здесь Фокус отметился двумя очень громкими скандалами.

Скандал номер один - коллаж в одном из июльских номеров за 2009 год. Т.е. в разгар президентской кампании. Когда, как вы помните, Арсений Яценюк предстал кандидатом на пост президента в роли лидера свежесозданного (но уже покойного) Фронта змiн. Чем заслужил от Юлии Тимошенко определения - "технический кандидат Януковича".

Так вот на картинке имел место, как писали СМИ "половой акт между обнаженными Яценюком и Тимошенко" и фразой "удовлетворенной качественным сексом" Тимошенко: "Дуууууже технічний кандидат"...

 

Яценюк тогда все грозился подать на журнал в суд, но дело как-то само собой утряслось.

Скандал номер два датирован февралем этого года. Когда к третьей годовщине инаугурации Януковича в журнале под заголовком Дорогой наш президент весьма наглядно показали читателям во что обходится народу и государству тяжкий груз по имени Янукович.

 

 

Что явно не доставило удовольствия уже обитателям Банковой. Тем более, что в сознание Украины все прочнее врастал термин "Семья".

Но на февраль 2013 года UMH group, напомню, уже являлась владельцем журналов Корреспондент  и Forbes- Украина. И Фокус подвис между двумя более мощными конкурентами. Став эдаким пасынком в большой семье родственных изданий.

Но февраль 2013 года – это не только третья годовщина инаугурации Януковича.

По странному стечению обстоятельств именно в феврале произошла смена владельцев телеканала Интер, который перешел от Валерия Хорошковского к миллиардеру Дмитрию Фирташу и главе Администрации президента Сергею Левочкину.

В феврале же начинает выходить газета Взгляд, которую упорно связывают с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым.

СМИ упорно утверждали, что окружение Януковича, готовясь к выборам 2015 года, приступило к активному собиранию медиа-ресурсов. А непосредственно Арбузову приписывали создание личного медиахолдинга.

Опять же в феврале  широко неизвестный до того 27-летний мультимиллионер Сергей Курченко, стал президентом харьковского ФК Металлист (цена вопроса - $ 300 миллионов). С которым был вынужден "мирно" расстаться, казалось непотопляемый Александр Ярославский.

Забавно и то, что на февраль пришелся и пик скандала с компанией АэроСвит, которую напрямую связывают с Игорем Коломойским. По одной из версий, Коломойский пошел на банкротство компании с тем, чтобы не отдавать ее старшему сыну Виктора Януковича, который положил на нее глаз.

Но и это не все.  Именно в феврале заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин заявил, что у ГПУ имеются неопровержимые доказательства о причастности Леонида Кучмы к убийству Георгия Гонгадзе.

Как увязать воедино эти, казалось бы, разнополюсные факты, спросите вы. Давайте попробуем разобраться.

То, что Янукович и К рассчитывают править еще, как минимум, семь лет, ни для кого особым секретом не является.

И их можно понять. Потому что на их месте любой поступил бы так же. Уже хотя бы потому, что у них все только начало налаживаться. И семейный бизнес президентского клана, и бизнес, допущенных к корыту. А кому охота все это просто так взять и оставить? Правильно, никому.

А как удержаться на плаву, сохраняя видимость демократии? Тоже правильно. Выиграть президентские выборы.  А как это можно сделать, глядя на опыт той же России. И снова верно – взять под полный контроль основные СМИ. В первую очередь, телевидение. Это вам Путин на примере отжима НТВ и своего третьего срока подтвердит в секунду.

Но в Украине пока таких неотжатых аналогов НТВ несколько. Во-первых, телеканал 1+1, который контролирует Игорь Коломойский. А во-вторых, группа телеканалов Виктора Пинчука во главе с ICTV и СТБ.

Понятно, что можно заручиться их лояльностью, но это (в отличие от отжима) не совсем надежно.

Тот же Коломойский в свое время больше 40 миллионов долларов отдал на поддержку «оранжевой» власти. А Пинчук так вообще слишком самостоятельный (второе место в списке самых богатых украинцев). Да еще и дружит с Биллом Клинтоном, Полом Маккартни и Элтоном Джоном.

Значит, что? Совершенно верно. Нужно начать их обкладывать флажками. Формируя при этом «заманчивые» коммерческие предложения, от которых просто нельзя будет отказаться.

Добавляя в качестве аргументов тому же Коломойскому, что печальную участь Аэросвита может  разделить, скажем Приват-банк. А Пинчука держать на кукане угрозой репрессий по отношению к любимому тестю. Т.е. Леониду Кучме.

А чего нет? Что, кто-то не может шепнуть Пинчуку, что так, мол, и так, dear Viktor, коль не хочешь, чтобы любимый тестюха парился до конца дней на нарах, отдай каналы. Пока мы за них еще и деньги даем. А то потом просить будешь, но мы уже решим все иначе…

Т.е. можно предположить, что первый большой рывок в этом направлении планировался на февраль. Ну, скажем, для того, чтобы сделать главному биг-боссу к его третьей годовщине царствования поистине царский подарок.

При этом главным собирателем трофеев по этой схеме должен был выступить схеме не кто-то из засвеченных лиц, связанных с ближним кругом «семьи» или АП, а скороспелый миллионер Курченко.  Который в силу установившихся традиций, вслед за футбольным клубом начал бы коллекционировать еще и СМИ.

Но в феврале процесс как-то засбоил, хотя и не остановился. Потому что потом была история с TBi. А намедни некоторые сайты запустили «новость» о том, что Курченко, которого называют "пятым элементом" "Семьи", уже практически договорился с Коломойским о продаже «плюсов» и якобы уже выкупил 100% UMH group.

Правда, как при этом объяснить, что якобы проданный медиахолдинг распродает "чужое имущество" в виде того же Фокуса довольно сложно. 

А вот версия, что журналом мог заинтересоваться Коломойский, выглядит куда более правдоподобной.

Зачем? Иной вопрос. Может быть, для пополнения «коллекции» своих СМИ, куда, кроме 1+1 входит, скажем, агентство УНИАН. Кстати, попавшее в громкий скандал, в связи с публикацией фальшивых интервью оппозиционных депутатов. Что характерно, все в том же феврале этого года. После чего генеральный директор группы 1+1, журналист Александр Ткаченко беспрецедентно попал в национальный список врагов прессы…

Ну а «прикрытие» в лице Кауфмана и Грановского (вместе с выводом из проекта Боголюбова) нужны для сохранения статуса «независимого» раскрученного издания. Нечто похожее на схему перевода авиапарка «Аэросвита» в состав компании Международных авиалиний Украины (МАУ), которая была главным конкурентом «Аэросвита» до начала скандала.

Тем более, что Коломойский (дабы хоть как-то остаться на плаву в Украине) дал добро выступить в рамках частно-государственного партнерства инвестором больших проектов в Днепропетровске, Львове и Одессе при подготовке страны к Евробаскету-2015. А Грановский и Кауфман имеют в этой области свои интересы…

Правда, как уже говорилось, к формированию цивилизованного медийного рынка в Украине это не имеет никакого отношения…

P.S. В понедельник, 18 июня, эта история получила забавное продолжение. Неожиданно для всех (поскольку особых вопросов никто не задавал) появилось сообщение, что старший сын Виктора Януковича не покупал, и не собирается покупать UMH group за $ 500 миллионов. История странная еще и потому, что президентский сын до этого момента в сводках по данному вопросу не фигурировал. Курченко, да. Но не Янукович. Почему возникла необходимость срочно опровергать слухи, это вопрос отдельный. Но такие расхожие понятия, как «оговорка по Фрейду» и «дыма без огня не бывает» со счетов тоже сбрасывать не стоит. Тем более, что младший сын Януковича – Виктор Второй – о том, кто такой Борис Кауфман знает далеко не понаслышке. Во всяком случае, просто так депутаты и бизнесмены в Верховной Раде не пересекаются…

 

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: Янукович,Коломойский,UMH group,Курченко,TBi,журнал "Фокус",украинские СМИ
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.