Кризис в Европе, или Время расплаты

25 листопада 2011, 08:17
Власник сторінки
управляющий активами группы Concorde
0
3989

В течение последних месяцев даже мало интересующиеся политикой и экономикой украинцы узнали кто такой Георгиос Папандреу и что такое дефицит бюджета по отношению к ВВП.

Действительно, этой осенью долговой кризис Еврозоны принял новые масштабы и уже угрожает росту всей мировой экономики.


Около двух лет назад появились первые опасения на финансовых рынках в отношении способности отдельных стран Европы обслуживать свои долги. Но тогда мир находился в начальной точке восстановления после худшего финансового кризиса в США со времён Великой Депрессии, и европейский кризис на этом фоне выглядел не так впечатляюще. На самом деле, корни долговых проблем Европы уходят на несколько десятилетий назад, когда такие европейские страны как Португалия, Испания, Ирландия, Италия и в особенности Греция, начали совмещать в принципах своей экономической политики капитализм и социализм. По мере развития Европы зарплаты становились всё выше, люди стали работать меньше, выходить на пенсию раньше, образование и медицина стали бесплатными. Госсектор в этих странах существенно увеличился, поскольку уровень жизни госслужащих был заметно выше, чем у большинства остальных. Однако экономический рост не поспевал за ростом уровня жизни, и разница в доходах и расходах госбюджета выливалась в дефиците бюджета, который финансировался за счёт внешних заимствований, таким образом повышая уровень госдолга к ВВП. Сам по себе высокий уровень госдолга не является угрозой, пока в стране наблюдаются высокие темпы роста экономики и она в состоянии обслуживать свой долг.


Но наступил мировой экономический кризис 2008 года – экономическая активность упала, торговый оборот снизился, и более всего пострадали страны с наименее диверсифицированной экономикой. В этом отношении выделяется Греция, основным источником доходов которой являются такие циклические сектора, как морские перевозки и туризм. После резкого снижения как потока туристов, так и транспортировки грузов морскими путями, Греция недосчиталась значительных сумм в доходах госбюджета, что стало причиной роста дефицита бюджета до угрожающих 12,5% ВВП. Ситуацию усугубил тот факт, что греческие власти в течение нескольких лет скрывали реальные статистические данные своей страны от властей ЕС.

Учитывая общий уровень госдолга к ВВП, который на конец 2009 года достиг 150%, инвесторы засомневались в кредитоспособности Эллады и начали активно продавать долговые бумаги этой страны, что повлекло рост доходности греческих гособлигаций. А когда растёт доходность облигаций, страна вынуждена привлекать деньги для финансирования огромного дефицита под высокие проценты, что ещё более усугубляет ситуацию. Вслед за Грецией, инвесторы обратили своё внимание на другие периферийные страны со схожими проблемами, и вскоре гособлигации Ирландии и Португалии так же стали стремительно падать в цене. В мае 2010 года доходность долговых бумаг Греции перешагнула отметку в 7% и греческое правительство вынуждено было просить помощь у ЕС и МВФ, поскольку рефинансировать долги под столь высокие ставки стало невозможно. Было принято решение выделить Греции пакет помощи объёмом более 100 млрд. евро, а также создать специальный стабилизационный фонд для всех проблемных стран Еврозоны объёмом 440 млрд. евро. Вскоре, вслед за Грецией, доходность гособлигаций Португалии и Ирландии также перешагнула отметку в 7% и эти страны также обратились за помощью к международным кредиторам.


Однако европейские страны-доноры, такие как Германия и Франция, не могли просто предоставить дешёвые кредиты проблемным странам и заплатить за их ошибки. Необходимым условием получения помощи стали жёсткие меры бюджетной экономии, крайне непопулярные среди населения. И если Ирландия и Португалия пока ещё справляются с этими мерами, ситуация в Греции оказалась значительно хуже. Меры жёсткой экономии привели к падению ВВП, и как следствие, невозможностью обслуживать долги из-за падения доходов госбюджета. В июле текущего года Греции был одобрен ещё один пакет помощи объёмом 110 млрд. евро, а также была достигнута договорённость о списании 21% её долгов, которая уже в октябре было увеличена до 50%. Кроме того, на очередном экстренном саммите ЕС в октябре было принято решение об увеличении Европейского Фонда Финансовой Стабильности до 1 трлн. евро.


Если бы эти меры были приняты полтора года назад, с большой вероятностью можно сказать, что сейчас не было бы никакого долгового кризиса Европы. Однако проблема ЕС заключается в том, что для принятия ключевых решений нужно слишком много времени, так как Еврозона состоит из отдельных государств со своими властями и парламентами. И сейчас уже возникают трудности с наполнением фонда ESFS, так как всё меньше стран в мире готовы финансировать Старый Свет.

На этом фоне, под прицел инвесторов попала страна с самым крупным госдолгом в Европе, который составляет 1,9 трлн. евро – Италия. В начале ноября доходность итальянских гособлигаций достигла отметки в 7,5%, что вызвало разговоры о скорой капитуляции итальянского Минфина по примеру остальных стран периферии. Безусловно, экономика Италии намного более сильная и диверсифицированная, чем экономика Греции. Дефицит бюджета находится на приемлемом уровне, безработица ниже чем в Еврозоне в целом, а общий срок госдолга гораздо длиннее. Однако инвесторам не даёт покоя отношение госдолга к ВВП в 120%, а также низкие темпы роста итальянской экономики. При дальнейшем падении стоимости госбумаг Италии страна может столкнуться с серьёзными сложностями в обслуживании своего долга и ей потребуется помощь. Проблема заключается в том, что госдолг Италии слишком велик, и у Еврозоны попросту нет денег на спасении столь крупной экономики. Единственный институт, который мог бы скупать долги проблемных стран триллионами евро путём печатанья денег - это Европейский Центральный Банк. Однако, Германия активно выступает против привлечения ЕЦБ к монетизации госдолгов, опасаясь гиперинфляции в будущем.

Несмотря на жёсткую позицию Германии, при существенном ухудшении ситуации Европе, похоже, всё же придётся подключить ЕЦБ к решению вопроса долгового кризиса, и объявить о масштабном выкупе активов на 1-2 трлн. евро, по примеру ФРС США и Банка Японии. На данный момент инфляция в ЕС находится на приемлемом уровне в 3%, а баланс ЕЦБ в 1,7 трлн. евро позволяет его расширить без потери контроля над денежными агрегатами Еврозоны. Но это краткосрочные меры, которые лечат симптомы, а не болезнь. В долгосрочном же плане Европе необходима более тесная интеграция на фискальном и политическом уровне, проведение консолидированной жёсткой бюджетной политики, введение единого европейского казначейства и единых евробондов. Еврозоне необходимы новые наднациональные органы, которые смогли бы контролировать общую фискальную политику. Без более тесной интеграции единая Европа рискует потерпеть фиаско на международной арене, и проиграть конкурентную борьбу с США и Азией. Однако, это перспектива скорее ближайших лет, а не месяцев…

Что же это значит для Украины? В принципе, ничего хорошего. Более тесная интеграция ЕС, несомненно, будет сопровождаться более тщательным отбором новых участников союза. Таким образом, слабой как в политическом, так и в экономическом плане Украине будет значительно сложнее добиться вступления в Евросоюз.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Бизнес-блоги
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.