НА ТРИ БУКВЫ

31 березня 2014, 21:16
Власник сторінки
Инвестор, финансовый менеджер
0
229
НА ТРИ БУКВЫ
Изображение: kevinbeare.com

Чем вреден НДС для экономики и что с этим делать

Сначала немного теории. Википедия определяет налог на добавленную стоимость (НДС) как косвенный налог, форму изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В результате применения НДС конечный потребитель уплачивает налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации.

Также немного предыстории. Как известно, НДС был изобретен в 50-х годах во Франции и полностью вытеснил в Европе все формы налога с оборота, в том числе после принятия ЕЭС 11 апреля 1967 г. первых двух директив по НДС. В настоящий момент законодательство ЕС оговаривает, что НДС является обязательным налогом в странах-участницах, а снижение ставки ниже 15% требует отельного согласования Европейского Совета. В Украине НДС был введен в 1992 г. и по мнению украинской налоговой сейчас является самым сложным с точки зрения администрирования налогом.

В середине 2013 г. – когда Министерством Доходов и Сборов широко обсуждалась реформа НДС – с достаточно эмоциональной критикой этого налога выступил Геннадий Балашов, лидер всеукраинского народного движения и политической партии «5.10». Как человек, вовлеченный во многие бизнес-процессы, анализируя влияние этого налога на бизнес, я пришел к достаточно рациональным выводам, которыми хочу поделиться с читателями. Ниже изложу три логических недостатка этого налога и три широко распространенных мифа.

1. Обложение налогами расходов, а не доходов. Первой фундаментальной проблемой НДС, проистекающей из его определения, является то, что НДС имеет целью обложение потребления, т.е. расходов. Это прямо противоречит логике любой налоговой системы, основой которой всегда должно быть налогообложение прибыли – за редким исключением, когда речь, например, идет о налоге на роскошь, когда базой обложения могут выступать активы, но – опять-таки – не расходы.

2. Повторное налогообложение одной и той же базы. Еще одним концептуальным грехом НДС является двойное, а то и тройное обложение одной и той же базы и также – что более важно – обложение одним налогом другого, что противоречит основным принципам построения здравой системы государственных финансов. Даже судя по названию, он должен по идее адресоваться к добавленной стоимости, которая по сути тождественная понятию прибыли, облагаемой другим налогом – налогом на прибыль/подоходным налогом.

Рассмотрим практический пример, воспользовавшись рисунком ниже (Рис. 1). Предприятие-плательщик НДС реализовало продукции на 1000 грн. без НДС, направив выручку на покрытие компонентов себестоимости и выплату прибыли.

Определим базу для расчета НДС. НДС-обязательство будет равно 100% выручки. Для расчета НДС-кредита берутся затраты, отмеченные серой заливкой (в т.ч. в расчеты включим амортизацию, поскольку входящий НДС в момент оприходования оборудования включается в состав НДС-кредита). Компоненты, отмеченные белой заливкой не входят с НДС-кредит, т.е. на их сумму начисляется НДС:

·       Оплата труда. В Украине есть понятие начислений и удержаний с зарплаты. Не буду утруждать читателя детальными расчетами, но скажу, что в среднем при выплате работнику 1000 грн. «на руки», предприятию необходимо уплатить в бюджет 660 грн.– около 66%. При добавлении НДС «сверху» (по текущей ставке 20%) получается 660+1660*20%=992 грн., т.е. общее налогообложение оплаты труда на уровне предприятия составит около 99%. Дальше – больше. Человек на своих 1000 грн. может приобрести товаров, в которые включен НДС по ставке 20%, или еще 167 грн. Итого, общее налогообложение труда на уровне всей экономики составит 992+167=1,159, или порядка 116%!!! Полагаю, что вопрос существенной теневой части оплаты труда во многом связан именно с таким уровнем налогообложения.

·       Проценты. Сумма процентов также непрямо облагается НДС. Фактически, это обозначает (вдумайтесь!) 20%-й дополнительный налог на стоимость финансирования.

·       Налоги. Полным абсурдом является то, что фактически НДС должен быть дополнительно уплачен с перечисленных в бюджет налогов и сборов.

·       Прибыль. Как я писал выше, прибыль, уже обложенная налогом на прибыль, также попадает под непрямое дополнительное обложение НДС.

 

 

 

 

 

 

НДС-обязательство

выручка

1000

200

материалы

 

200

оплата труда

 

150

амортизация

 

100

Услуги

НДС-кредит

150

проценты

 

100

Налоги

 

100

прибыль

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Модель расчета базы для определения НДС на производственном предприятии.

3. Увеличение нагрузки на отрасли с высокой долей добавленной стоимости. В изложенном выше примере размер НДС составил бы (1000-200-150-100)*20%=110 грн., или 11% от оборота. В случае, если мы возьмем компанию в сфере услуг (ИТ-бизнес, консультационные услуги и т.п.), в составе расходов которой размер затрат с НДС ничтожно мал, а компонента добавленной стоимости – труд – это бОльшая часть, то получится, что такой бизнес дополнительно обременен аж 20%-ами налога. В то же время сырьевой бизнес (добыча, переработка), как правило, капиталоёмкий, и имеет низкую долю добавленной стоимости, следствием чего является меньший размер обременения НДС. Таким образом, получается, что непрямым образом угнетаются бизнесы, имеющие большую долю добавочной стоимости, способствующие меньшей капиталоемкости, большей занятости населения и экономии природных ресурсов.

Миф-1 о том, что НДС дает половину поступлений в госбюджет. Вымыслом является чуть ли не первостепенная важность НДС для наполнения госбюджета. За 2013 год объем чистых (сбор минус возмещение) поступлений в госбюджет от НДС составил 181.7-53.4=128.3 млрд.грн., или 38% от общих доходов бюджета. Следует принять во внимание, что в 2013 г. НАК Нафтогаз импортировал порядка 27.3 млрд. куб.м. газа, что при средней цене в 400 долл. за тыс. куб. м. эквивалентно порядка 90 млрд. грн. С этой суммы теоретически было уплачено НДС порядка 18 млрд. грн. и фактически попросту «переложено» из одного кармана в другой (Нафтогаз – 100% госкомпания). Также следует принять во внимание данные о долге по возмещению НДС, статистику по коим сложно найти в открытом доступе. Известно о сумме порядка 16 млрд. грн. заявленных требований (т.е. исключая те декларации, которые не были приняты налоговой к сдаче). Учтя эти два нюанса, получаем минус дополнительные 10% от общих доходов госбюджета, что снижает важность НДС для бюджета до 28%.

Таким образом, расчетный реальный и экономический сбор НДС за 2013 год составит 128.3-16-18=94 млрд. грн. Для информации: объем розничной торговли в 2013 составил 884 млрд. грн. Значит, замена НДС 11%-ным налогом с продаж в розничной торговле товарами полностью заместила бы доходы госбюджета, а если сюда добавить аналогичный налог с продаж потребительских услуг (301.8 млрд. грн.), то получим +30 млрд. грн. в госбюджет ежегодно, что практически компенсирует 16 и 18 млрд., о которых я писал выше. Я полагаю, что в таком случае переход с администрирования НДС на администрирование налога с продаж позволит уменьшить штат сотрудников налоговой службы, упростить ведение учета и полностью развалить индустрию «налоговых ям».

Миф-2 о стимулировании экспортеров и защите местного производителя. По заложенной сегодня в Налоговом Кодексе модели (исключая всяческие спец-режимы, являющиеся прародителями разнообразных схем уклонения) импортер уплачивает НДС от таможенной стоимости товара в момент импорта, а экспортер получает возмещение НДС после осуществления экспортной операции, что должно стимулировать экспорт. На деле же, Украина встроена в глобальные производственные потоки (и не имеет в достаточном количестве многих ресурсов и продуктов первичной переработки – от газа и нефти до бумаги-основы и сокового концентрата) – следовательно, любой украинский экспортер и производитель имеет в составе своей себестоимости существенную часть импортной составляющей, будь то амортизация импортного оборудования, сырье или материалы. Такой экспортер сначала бесплатно кредитует казну, уплачивая НДС в момент импорта (зачет требований по НДС с помощью векселей был упразднен несколько лет назад), а потом долго и мучительно ждет возмещения от госбюджета. А местный производитель не имеет особой выгоды по сравнению с импортером по той же причине – существенном объеме импортной составляющей. Он уплачивает НДС в момент импорта, а потом «реализует» его в своей деятельности только после завершения производственного процесса в момент отгрузки продукции (а в агросекторе это несколько месяцев, в судостроении – лет), кредитуя бесплатно казну. Импортер же кредитует казну только до момента перепродажи, его средства не замораживаются на срок, необходимый для производства.

Миф-3 о том, что в бюджете не хватает средств под возмещение НДС экспортерам. Статистика это опровергает: за 2013 год сальдо текущего счета (экспорт минус импорт) было закрыто с дефицитом на уровне 16.1 млрд. долл. США (т.е. порядка 130 млрд. грн.). Это значит, что, грубо говоря, поступления от НДС от импортеров должны были быть на около 26 млрд. грн. выше, чем заявленные возмещения экспортерами.

Выводы, которые я сделал на основании своих наблюдений нескольких лет с момента, когда заинтересовался темой НДС.

I. НДС нелогичен и несправедлив как налог.

II. Этот налог тормозит развитие отраслей с высокой долей добавленной стоимости – высокоприбыльных отраслей и сферы услуг – о насущной важности развития которых для благополучия украинской экономики не говорит только ленивый.

III. НДС ухудшает относительное положение экспортеров и местных производителей по отношению к импортерам, поскольку оборотные средства замораживаются на срок производств и при экспорте.

IV. НДС обуславливает очень существенную нагрузку по администрированию, как на уровне бизнеса, так и на уровне налоговой и таможни, что приводит к дополнительным расходам, как бюджета, так и бизнеса.

Ниже я изложу свое личное и профессиональное мнение о том, почему необходимо упразднить этот вид налога и какой может быть его реформа.

I. Полное упразднение НДС и его замена 10%-м налогом при реализации товаров и услуг физлицам. Это не должен быть тотальный налог с оборота при торговле между предприятиями, а скорее налог с реального потребления. Это будет социально справедливо, поскольку это ровно в два раза меньше, чем уплачиваемые потребителем сегодня 20%.

II. Процесс может проходить поэтапно, со снижением ставки НДС на 1% ежемесячно в течение 20 месяцев и одновременным введением налога с оборота по 0.5% ежемесячно. Это также будет в целом отрицательным стимулом к импорту (импортеры будут откладывать ввоз до следующего месяца), что позволит уменьшить нагрузку на торговый счет и стабилизировать платежный баланс.

III. На дату начала этой реформы должны быть заявлены все требования по возмещению НДС. После надлежащей проверки эти задолженности могут быть реструктуризированы в длинные государственные доходные облигации, которые будут обращаться на специально созданной для этого открытой биржевой площадке, и будут для предприятий инструментом ликвидности и залога. Предприятия должны получить возможность также проводить расчеты такими своими облигациями по задолженности по НДС перед бюджетом.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости бизнеса
ТЕГИ: бюджет,налоги,экономика,НДС,Госбюджет,экономика Украины,украинская экономика
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.